Размер шрифта
-
+

Четыре основы внимательности простыми словами - стр. 2

В этой книге я прямо обращаюсь к теме Четырёх основ, принципов, лежащих в самом основании практики внимательности. Выражаясь просто и прямо, я рассказываю о том, чему учил Будда в своих беседах или суттах о внимательности, и показываю, как эти принципы могут помочь нам в повседневной жизни, помочь углубить внимательность и приблизить нас к нашим духовным целям.

Базовая идея внимательности предельно проста. Тело выполняет множество действий, которые мы не осознаём. Когда в него проникают микробы, наши белые кровяные тельца набрасываются на непрошенных гостей без нашего ведома. Однако мы можем научиться осознавать те вещи, которые наше тело совершает при нашем участии: осознанно ходить, стоять, говорить, есть, пить, писать, читать, играть и заниматься другими физическими активностями. Мы также можем научиться в каждый миг осознавать свои эмоции, ощущения, мысли и другие ментальные активности. Внимательность учит нас делать всё, что мы делаем, с полной осознанностью.

Вы можете спросить: «Что такого важного в полной осознанности?» Любой человек, на личном опыте попробовавший практику внимательности, быстро замечает, что чем лучше мы осознаём свои действия, а также чувства, мысли и ощущения, из которых они возникают, тем глубже наше понимание того, почему мы делаем то, что делаем. Осознанность позволяет нам видеть, какие импульсы толкают нас к действию – полезные или вредные. К полезным мотивам относятся щедрость, любящая доброта, сострадание и мудрость, тогда как алчность, ненависть и заблуждения обычно толкают к вредоносным действиям. Если мы внимательны к глубинным истокам своих мыслей, слов и дел, у нас появляется возможность культивировать полезные мотивы и устранять вредные.

Будда совершенно ясно говорит, что главная цель всех его учений – это «прекращение страдания». Внимательность помогает нам увидеть, что полезные действия привносят спокойствие ума и счастье в нашу повседневную жизнь. Они также помогают нам двигаться вперёд по указанному Буддой пути к ниббане – освобождению, полной свободе от страдания. Кроме того, внимательность учит нас, что действия, основанные на алчности, гневе и заблуждениях, делают нас несчастными и вызывают тревожность. Они запирают нас в клетке сансары, повторяющегося жизнь за жизнью цикла страданий.

Когда мы практикуем внимательность, то, прежде чем что-то сказать, мы спрашиваем себя: «Правдивы ли эти слова и принесут ли они пользу мне и другим? Что они несут: мир или проблемы?» Рассуждая внимательно, мы спрашиваем себя: «Что несёт мне эта мысль: счастье или страх и страдание?» Прежде чем что-то сделать, мы спрашиваем себя: «Причинит ли это действие страдание мне или другим?» Если мы внимательны, у нас есть выбор: радость и удовлетворённость или страдание и беспокойство.

Страница 2