Чем может гордиться Россия? - стр. 3
Что такое абстрактное мышление? Абстрактное мышление означает оперирование абстракциями («дерево», «число семь», «человек», и т. д.), конкретное мышление имеет дело с конкретными объектами и процессами («дерево во дворе», «семь яблок» и так далее. Способность к абстрактному мышлению, похоже, сформировалась одновременно с формированием языка и во многом благодаря языку (так, нельзя было бы даже мысленно оперировать «числом семь» вообще, не имея для него определённого языкового знака – «семь», так как в окружающей реальности такого сугубо абстрактного понятия нет. Что ж, давайте обратимся к определению абстракции.
Абстракция (лат. abstractio – отвлечение) – теоретическое обобщение как результат абстрагирования. Абстрагирование – отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей объекта (предмета или явления) с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Результат абстрагирования – абстрактные понятия, например: цвет, кривизна, красота и т. д. В европейской философии и логике абстрагирование трактуется как способ поэтапного продуцирования понятий, которые образуют всё более общие модели – иерархию абстракций. Наиболее развитой системой абстракций обладает математика. Степень отвлечённости обсуждаемого понятия называется уровнем абстракции. В зависимости от целей и задач, можно рассуждать об одном и том же объекте на разных уровнях абстракции. (Источник статья Википедии «Абстракция»). В итоге можно прийти к выводу, что культура связана с формированием абстракций и абстрагированием, как в европейском, так и в обычном смысле этого слова. Хорошо, может сказать читатель. Абстракции сформированы, абстрагирование производится. Что дальше? Просто происходит бесконечное расширение этой базы данных абстракций и абстрагирования? Прежде всего, мы должны понять, что Культура – это процесс, причем не только процесс создания, но и процесс распространения. То есть, не всякая зародившаяся абстракция становится частью культуры. Более того, при смене поколений некоторые элементы культуры могут не восприняться, либо их значение может измениться, а некоторые прекращают использоваться, при этом иногда интерес к ранее забытым элементам культуры может восстанавливаться. Поэтому можно сказать, что культура – это сложный процесс интеграции жизненного опыта поколений, направленный на формирование соответствующих методов абстрагирования и абстракций доминирующего поколения. То есть, получается, что одним из признаков высокой культуры может являться степень развития используемых обществом систем абстракций. И действительно, стоит внимательней прислушаться к тем словам, которые мы произносим и мы поймем, что в основном, мы используем довольно сложные абстракции. Когда мы говорим «Экономика», то некоторые из нас понимают определенную систему взаимоотношений между другими абстракциями: Промышленностью, Сельским Хозяйством, Финансовой Системой, Торговлей, Государством и Потребителями. При этом многие по другому могут понимать эту пресловутую «Экономику». Например, некоторые представляют ее в виде суммы произведённых товаров и услуг, которая затем перераспределяется. Этакий общий пирог, где каждому отрезают по кусочку разного размера. Другие представляют Экономику как сложный механизм взаимодействия между Производителями, Потребителями и Государством. Третьи считают, что Экономика напоминает живой организм, где Финансовые Потоки выполняют функцию крови. При этом мы не можем потрогать ни саму Экономику, ни другие перечисленные здесь абстракции. Точно так же мы не можем прикоснуться к Свободе, Равенству и Братству, Рынку, Науке, Технике и т.д. и т.п. Теперь давайте попробуем разобраться с одним из самых загадочных феноменов современности – «русской культурой».