Размер шрифта
-
+

Брест и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 3

О привилее 1388-го года можно говорить, как об уникальном источнике восточноевропейской истории и единственном юридическом памятнике еврейского народа того временного периода на новых заселенных им землях.

1.2 Преходящее еврейское счастье. Брест как центр еврейства в ВКЛ. Изгнание евреев из Бреста и их возвращение. Евреи Бреста в 16-м – 18-м столетиях

Преходящее еврейское счастье


«Белоруссия. Брест, ул. Совецкая». Фото Агуреева Ольга. Источник: http://www.vokrugsveta.ru


Как известно, еврейское счастье временно и преходяще. Это касается любых мест Речь Посполитая – не исключение.

В конце 16-го столетия – первой половины столетия 17-го произошло обострение отношений между иудеями и христианами. Христиане добивались того, чтобы для еврейского населения были введены новые ограничительные законы в торговле и ремеслах.

Из-за разногласий случились погромы в таких городах как Вильно, Брест (1637-й год), Люблин, Краков, Перемышль. В Бресте многое из того, что было украдено и уничтожено, в соответствии с высочайшим повелением было потерпевшим возвращено и возмещено. Но спокойная жизнь прервалась.

Между евреями и христианами было не только экономическое соперничество, но и религиозное. У учащихся коллегиума иезуитов появилась манера совершения набегов на иудейские кварталы. В 1680-м году имело место событие, когда воспитанники коллегиума в составе шести человек позволили себе ворваться в дом, где проживал Якуб Нахимович и до смерти избить его по голове палками, покалечить находившихся в доме трех его сородичей, и забрать из его дома имущество.

Брест как центр еврейства в ВКЛ. Изгнание евреев из Бреста и их возвращение


«Брест, откуда имя твое? Версии происхождения названия города»

Источник: http://brestcity.com/blog/brest-otkuda-imya-tvoe-versii-proisxozhdeniya-nazvaniya-goroda


Бресту было предначертано превратиться в центр еврейства ВКЛ. В 14-м – 17-м столетиях еврейская брестская община выполняла руководящую роль в жизни литовского и беларуского еврейства. Именно брестская община хранила в своих хранилищах грамоты, являвшиеся общими для всех евреев. Представители от общины города зачастую выступали в качестве ходатаев от еврейских общин, находящихся в ВКЛ.

Великолитовские евреи занимались ремеслами и торговлей, промыслами, а также сельскохозяйственными работами.

Теми из евреев, которые относились к самым зажиточным, брались на откуп мытники (заведения таможенные) и шинкари (заведения питейного типа). В Бресте они обычно, что называется, пускали свои корни. Некоторые из богачей держали откупы на великокняжеские доходы, иные владели селами.

Страница 3