Размер шрифта
-
+

Брест и евреи. История, холокост, наши дни - стр. 4

В городе в 1623-м году имело место учреждение съезда ваада, являвшегося высшим органом самоуправления еврейских кагалов княжества. Съезд этот не раз впоследствии собирался. Лишь во второй половине 17-го столетия первенство это перешло к общине Вильно.

В отношении евреев Центральной Европы можно сказать, что они со времен, когда происходили крестовые походы, были гонимы. Они обвинялись во всех напастях. Например, когда была чудовищная трехлетняя эпидемия чумы, выкосившая в середине 14-го столетия огромную часть населения, стали ходить слухи, что евреями, якобы, в целях истребления христиан отравляются колодцы и распространяются болезни.

Большую часть городов Германии охватила болезнь юдофобия, евреев жгли, убивали, топили… Им из-за этого пришлось сниматься с мест и двигаться целыми группами, общинами в восточную сторону. Они брали с собой не только капиталы, но и традиции, а также свой уклад жизни.

У любого государства, если мыслить здраво, имеется потребность в людях, отличающихся предприимчивостью. Евреи были как раз такими людьми, они многое умели и были привержены к торговле. Из-за этого и ВКЛ и Польша открыли для них свои границы.

На новых землях со временем новоприбывшие евреи из-за их большого влияния поколебали имевшийся баланс. Постепенно шляхта и государство стали погрязать в долгах перед дававшими ссуды евреями. Возникла надобность в их дискредитации. Евреи обвинялись в колдовстве. А в 1495-м году по приказу великого князя Александра Ягеллона они были поголовно изгнаны из ряда городов, в том числе из Бреста.

Ситуация достаточно быстро сменилась на противоположную. От князя Александра в 1503-м году поступило разрешение на возврат иудеев в город.

Евреи Бреста в 16-м – 18-м столетиях


Археологічний музей «Берестя» (Берестя). Belarus / Brest / Берестя. Источник: http://wikimapia.org/6895180/uk


В 16-м столетии брестские евреи были важным звеном в импортно-экспортной системе торговли Польско-Литовской унии с Австрией и Германией, и они были собственниками шестнадцати процентов всей земельной собственности города и его окрестностей.

Что касается жизни брестской общины, то она была следующей [4]:

«Значительную роль в жизни общины сыграли Михаэль (Михель) Юзефович, крупный откупщик, назначенный в 1514 г. „старшим“ всех литовских евреев, и Шаул Валь, фактически глава общины в конце XVI в. Его зять, Давид Друкер, рабби Фебус, в йешиве которого учился известный Йоэл Сиркис, Фишель из Бреста, Иосиф из Бреста, брат рабби Мойше Иссерлеса и другие.

Из известных раввинов Бреста первой половины XVII века следует назвать Йоэла Сиркиса (до 1618) и Меера Валя, сына Саула (до 1631)».

Страница 4