Размер шрифта
-
+

Божественные правила Церкви - стр. 7


Оглашение


Господь Иисус Христос, посылая Своих апостолов на проповедь Евангелия, заповедал им: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Мф. 28, 19–20). Повеление научите относится к периоду оглашения – подготовки к таинству Крещения, а слова уча их соблюдать все, что Я повелел вам, то есть исполнять все заповеди Его, – к проповеди и пастырскому окормлению после Крещения.

Вот правила, относящиеся к оглашенным [11]:

1 Вс. 2. Поелику по нужде или по другим побуждениям человеков многое произошло не по правилу церковному, так что людей, от языческаго жития недавно приступивших к вере и краткое время оглашенными бывших, вскоре[12] к духовной купели приводят и тотчас по Крещении возводят в епископство или пресвитерство, посему за благо признано, дабы впредь ничего такового не было. Поелику и оглашенному потребно время, и по Крещении дальнейшее испытание[13].

Трул. 78. Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться вере и в пятый день седмицы[14] давать ответ епископу или пресвитеру.

Лаод. 46. Крещаемым до́лжно изучать веру и в пятый день седмицы давать ответ епископу или пресвитерам.

Лаод. 19. Подобает, во-первых, по беседах епископских особо творить молитву об оглашенных, а по исшествии оглашенных быть молитве о кающихся[15].

В настоящее время это правило выполняется каждую литургию, когда возглашается ектения об оглашенных. Кроме того, начиная с середины Великого поста во время совершения литургии Преждеосвященных Даров добавляется ектения о готовящихся ко святому просвещению, то есть Крещению.

Лаод. 45. По двух седмицах Четыредесятницы не до́лжно принимать ко Крещению.

Крещение взрослых в древности совершалось обычно в Великую Субботу с соответствующей подготовкой – оглашенные должны были вместе со всей Церковью соблюдать весь Великий пост и изучать веру, по временам давая отчет клирикам. Кто не с самого начала поста начинал подготовку к Крещению, тот в эту Пасху уже не допускался к крещальной купели. С такой строгостью относились тогда к принятию в Церковь.

Лаод. 47. В болезни приявшим Крещение[16]и потом получившим здравие подобает изучать веру и познавать, яко божественного дара сподобились.

Вас. 20. Елика закон глаголет, сущым в законе глаголет (Рим. 3, 19). Но те, которые еще не взяли на себя ига Христова, не знают и законоположения Господня. Посему они могут со всеми приемлемы быть в Церковь и получают в сем случае прощение чрез принятие веры во Христа, и вообще все, соделанное в житии оглашенных, не подвергается истязанию. Явно же есть, яко Церковь не приемлет таковых без крещения, посему необходимейшую для них потребность составляют преимущества возрождения

Страница 7