Размер шрифта
-
+

Божественные правила Церкви - стр. 4

Дополнительные правила в Кормчей расположены следующим образом:

Гл. 54. Правила патриарха Константинопольского Николая (20 правил).

Гл. 55. Ответы Никиты, митрополита Ираклийского.

Гл. 56. Правила Мефодия, патриарха Константинопольского, о отвергшихся и различным образом осквернившихся. Частично вошли в «Каноникон» Иоанна Постника.

Гл. 58. Правила патриарха Константинопольского Никифора (только 23 правила).

Гл. 59. Ответы Иоанна, епископа Китрошского (8 ответов).

Гл. 61. Ответы Тимофея, архиепископа Александрийского.

Гл. 69. Ответы святителя Анастасия Синаита.

Некоторые из этих правил Кормчей вошли в «Каноникон» Иоанна Постника и в канонические предписания, а также в «Учительное известие» Служебника.

Догматические послания Православных иерархов XVII–XIX веков были рассмотрены и одобрены Восточными патриархами с их синодами и Синодом Русской Православной Церкви, и это сообщает им определенный канонический авторитет. «Православное исповедание веры» есть исправленное Константинопольским Синодом «Исповедание митрополита Петра Могилы», одобренное Иерусалимским патриархом Нектарием в 1662 году, Константинопольским Парфением в 1665 году и Синодом Русской Православной Церкви, что также придает им определенный канонический вес.

О церковных наказаниях

Своей властью Церковь наказывает всякое деяние своих чад, которое препятствует Церкви исполнять ее задачи в мире. Если член Церкви не повинуется ее законам и установлениям добровольно, то к этому побуждается или принуждается церковной властью, и если хочет остаться членом Церкви, то должен подчиниться. О нежелающих слушаться церковного суда Иисус Христос говорит Своим ученикам, что такой для них должен быть как язычник и мытарь (Мф. 18, 17). Это означает лишение общения с Церковью – последнее, самое высшее наказание из применяемых к мирянам, то есть лишение права пользоваться благодатными дарами Церкви, главный из которых есть святое Причащение.

Для клириков высшее наказание есть лишение священного сана. Клирик лишается своей степени за то же, за что мирянин отлучается от Церкви. Но, становясь мирянином, он остается в общении с Церковью – то есть не подвергается за одно и то же двойному наказанию. Но здесь нет несправедливости, потому что, хотя бывший клирик и остается в общении, но сана он лишается навсегда, тогда как мирянин отлучается от Церкви только на время епитимии.

При нарушении установленных законов преступившие их лишаются своих духовных прав в определенной последовательности, что соответствует мере их преступления.

Церковные наказания для мирян, упоминаемые в канонах, суть следующие:

Страница 4