Божественные правила Церкви - стр. 3
Толкования на каноны
В XII веке византийскими канонистами Аристином, Зонарой и Вальсамоном были составлены толкования на каноны, позже собранные вместе. В XIV веке солунский иеромонах Матфей Властарь составил свою Синтагму – номоканонический сборник, содержащий в себе полное собрание церковных правил и гражданских законов, касающихся Церкви, с толкованиями, расположив их в порядке греческого алфавита. В приложении к Синтагме он поместил Синопсис с 48-ю правилами Иоанна Постника, и по этому изданию они вошли во всеобщее употребление[4].
В конце XIX века сербским епископом Никодимом (Милашем), пользовавшимся Афинской Синтагмой, были составлены толкования на правила Православной Церкви в двух томах, в России изданные в 1911 году. Дополнительные правила, не вошедшие в «Книгу правил», приведенные им в конце второго тома, – это правила из Афинской Синтагмы, каноникона Иоанна Постника, из Кормчей, а также другие канонические постановления Константинопольских патриархов, Синода и Соборов.
Зачем нужны каноны
Хотя Церковь Христова есть Царство не от мира сего, но она являет собой Царство Божие на земле. В Церкви Дух Святой подает людям благодатные средства и силы для духовного возрождения, восхождения к Богу и обожения. Живя в этом падшем и тленном мире, Церковь возводит и готовит человека к миру вечному и нетленному. Своими правилами Церковь оберегает свой богозданный строй, обеспечивает благодати свободу и возможность для совершения дела нашего спасения, направляет свободное произволение человека к Богу и хранит его в должных пределах.
С внешней стороны право есть низший предел, некоторый минимум нравственности, регулирующий главным образом внешние действия. По самой сути правовым нормам свойствен обязательный и даже принудительный характер. Но каноны Церкви судят не только внешнее, но и намерение (см. Вас. 53), так как имеют целью духовную пользу и спасение человека. Потому их предметом является обеспечение правильности совершения таинств Церкви и наилучшая организация жизни ее членов. С духовной стороны, с точки зрения нравственного богословия и аскетики, яснее виден их богодухновенный характер. Отсюда более понятна необходимость и польза их исполнения, а также вред и опасность пренебрежения ими.
Хронология Соборов и жизни святых отцов
Основные правила [5]
Вселенские и Поместные Соборы
Дополнительные правила[6]
49+17[7]
Большом Требнике[8]
Некоторые другие канонические предписания[9]
В Кормчей, кроме канонов, имеющихся в «Книге правил», собран обширный канонический материал, по объему составляющий еще примерно столько же (главы 36–72). Хотя большая часть его имеет скорее историческое, чем каноническое значение, тем не менее представляет интерес, поэтому выдержки оттуда приводятся в соответствующих тематических разделах сего обзора. После 85-и Апостольских правил в Кормчей приведены еще правила апостола Павла (17), правила апостолов Петра и Павла (тоже 17), и два правила всех апостолов. Они представляют собой извлечения из «Дидахэ» (Учения двенадцати апостолов). Это 7-я из 8-ми книг «Апостольских постановлений» Климента Римского, которые он рекомендует в 85-м правиле апостолов вместе с книгами Нового Завета. Как известно, Трулльский Собор своим 2-м правилом изъял их из употребления как испорченные еретиками (около IV века они были редактированы, видимо, полуарианином). Однако, исправленные от небольших искажений, они позже были широко известны в Церкви. По словам Кормчей, «некоторые в ином прочтении повелевают читать эти почтенные 85 Апостольским правилом книги». В новое время, в конце XIX века, была найдена древняя редакция «Дидахэ» и издана в 1883 году.