Божественные правила Церкви - стр. 19
Большинство людей удовлетворены плотью и не стремятся к знанию о вечности. И если в вещах земных и маловажных порой принимают свидетельство даже одного лица, удовлетворяясь им, то свидетельствами множества святых, тысяч верующих пренебрегают и отвергают их. Господь, не отнимая у нас свободу, спасает только тех, кто сам к этому стремится, ничего не делая без самого человека. Борясь за свое личное спасение и воскресение, мы вместе боремся и за всеобщее спасение всех от века живших на земле людей.
Через обновление в Крещении каждый человек входит в Церковь, в новое тело человечества, Главой которого является Христос и которое имеет в себе множество человеческих ипостасей. В этом заключается троицеподобие образа Божия – человека. Всякая тварь (творение), существуя по законам своего естества, исполняет заповедь Божию, данную ей. Для падшего же человека в Церкви есть все благодатные средства, с помощью которых он может ожить и жить уже новой, божественной жизнью. После всеобщего воскресения, Суда и преображения всего творения начнется новый, вечный этап существования человечества и всей вселенной, ради которого, собственно, и было создано Богом все.
В таинстве святого Причащения мы приобщаемся Божественной природе (энергия Божия нераздельна от Его естества) и вечной жизни, а в таинстве Покаяния (или исповеди) вырываем и отрываем от себя все, что ей сопротивно и не согласуется с ней. Молитва, второе Божественное дыхание, оживотворяет и обновляет наше естество, а призываемый нами Иисус постепенно изгоняет из сердца греховную заразу и вселяется в человека.
Современная Православная Церковь есть та же Древняя Церковь, продолженная в настоящем, поскольку Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). Не исчезла в Церкви полнота возможности познания Бога и жизни по Богу – наоборот, это составляет самое существо церковного Предания. Еще преподобный Симеон Новый Богослов называл величайшей ересью мнение, будто Церковь утратила полноту благодати[63].
Самим Богом даны нам два вида учения о Нем: по слову веры и по благодати. Учение веры принимается от слуха. На этом этапе духовной жизни у человека до́лжно сложиться цельное мировоззрение, чтобы вырваться мыслью из оков духа мира сего. После этого и одновременно с этим начинается деятельность по заповедям Евангелия с целью очищения себя от греха и стяжания благодатного состояния. Это и есть второй вид учения о Боге, принимаемого жизнью по благодати.
Слабая вера и немощная жизнь связаны со слабостью свободного произволения, находящегося в порабощении страстям и действующего по духу мира сего. Это свободное произволение никто не может изменить, кроме самого человека. Оно укрепляется от общения с Богом, призывания Его святого имени с верой, предстояния перед Ним, от старания сохранить внутреннюю духовную собранность и не рассеивать силы духа на греховные соблазны. Страсти же и погружение в земные заботы с головой, наоборот, уничтожают веру в сердце человека.