Божественные правила Церкви - стр. 21
Современное сознание технократично; мы привыкли оперировать осязаемыми величинами. Поэтому слово проповеди до́лжно быть подкреплено реальным духовным воздействием. Вполне конкретная энергия греха, то есть сила страстей, связывающих дух человека, должна быть преодолена энергией благодати. Иными словами, сила стремления к Богу должна превзойти инерцию живущего в нас греха. Хотя воля человека абсолютно свободна принять или не принять Бога, но, в силу единства человеческого естества, один человек может реально помочь другому своей молитвой о нем. Молитва, особенно священническая
(а молитва есть устремление воли к Богу, соединение с Церковью Небесной), мощно воздействует и на волю ближнего.
Успешность пастырского делания и проповеди соотносится с мерой духовного делания пастыря и его труда ради пасомых и зависит от его духовного состояния. В любом случае ему необходимо со своей стороны сделать все возможное. Сила проповеди апостолов заключалась в том, что они в полноте Духа Святого пошли благовествовать пришедшее в силе Царствие Божие, имея его в себе.
Необходимо каждому научиться настоящему молитвенному предстоянию Господу. Молитва не есть мышление, но отрешение от него. Само абстрактное, отвлеченное, дискурсивное (научное) мышление есть следствие падшего состояния ума человека. В благодатном состоянии ум не выходит из себя. Молитва призвана постепенно связать и остановить эту мыслительную деятельность ума, этим самым вправляя ум в свое место – в сердце.
Царство Божие внутрь нас есть (Лк. 17, 21). Обретший его внутри своего сердца научается всему уже непосредственно от благодати. Нетварная благодать, исходящая от Бога и поддерживающая в бытии все творение, и есть настоящая неизменная истинная реальность и источник полноты жизни для твари. Благодать – это и есть «соль» вечной жизни, благодаря которой творение в вечности пребывает нетленным. Смешаться с этой солью нетления и есть задача христианской жизни.
Правила благочестивой жизни мирян
Жизнь во Христе
Родившись во святом Крещении от Бога, обновившись и облекшись во Христа, дав обет сочетания со Христом и служения Ему, освободившись от рабства греху и соединившись с Лозой истинной, христианин должен умереть греху и жить Богу, не сообразоваться с веком сим, но познавать волю Божию, потому что и мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2, 17).
Дух Божий, сошедший в день Пятидесятницы на Церковь, положил начало новой эпохе в истории человечества. Если Бог становится центром нашей жизни, то вся наша жизнь изменяется. Суть нравственности есть хранение и возделывание рая в себе – благодати святого Крещения. Каждый человек искушается собственными своими желаниями и нерадением к добру. И благодать всегда есть в нас, и добродетель есть в нас и из нас образуется, но только необходимо напряжение и понуждение себя к послушанию голосу совести и исполнению повелений Божиих.