Божественные правила Церкви - стр. 23
Евангелие дано нам для исполнения делом, и не только клирики и монахи призваны к благодатной жизни, но все члены Церкви. Монашества, в современном его понимании, в апостольские времена вообще еще не было, потому евангельские заповеди обязательны для всех христиан. Господь всех приглашает войти внутрь Его Евангелия и жить в нем. Это совершается через исполнение самой жизнью заповедей Евангелия.
Подвиг христианской жизни в миру лишь немногим ниже монашеского. Он также требует напряжения всех духовных сил для стяжания Божественной благодати и достоин великого почитания и небесного воздаяния. Против презирающих брак и простой христианский образ жизни мирян и возносящихся своим мнимым подвижничеством отцы Гангрского Собора издали следующее правило:
Гангр. 21. Сия же пишем, поставляя преграды не тем, которые в Церкви Божией по Писанию подвижничествовать желают, но тем, которые подвижничество приемлют в повод гордости, возносятся над живущими просто и, вопреки Писаниям и церковным правилам, вводят новости. Таким образом, мы и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностью и благочестием соблюдаемое, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное сожительство почитаем, и богатства с правдой и благотворением не уничижаем, и простоту и малоценность одежд, употребляемых токмо ради попечения о теле неизысканного, похваляем, а изнеженного в мягкой одежде хождения отвращаемся. И домы Божии почитаем, и собрания, бывающие в них, яко святые и полезные приемлем, не заключая благочестия в домах, но почитая всякое место, созданное во имя Божие, и хождение в церковь
Божию на пользу общую приемлем, и избыточествующие благотворения братий, по преданиям посредством Церкви нищим бывающие, ублажаем и, да речем вкратце, желаем, да бывают в Церкви всё принятое от Божественных Писаний и апостольских преданий.
Почитание священства, праздников, святынь и храма
Гангр. 5. Аще кто учит невозбранно пренебрегать дом Божий и бывающие в нем собрания, да будет под клятвою.
Феоф. 1. И обычай, и долг требуют от нас чтить всякий воскресный день и праздновать оный, понеже в сей день Господь наш Иисус Христос проявил нам воскресение из мертвых. Почему и первым нарицается день сей в Священном Писании, яко составляющий для нас начало жизни, и осмым, яко пришедший по субботе иудейской[67].
Трул. 80. Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дня в продолжении трех седмиц не приидет в церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения