Размер шрифта
-
+

Божественные правила Церкви - стр. 10

Ап. 49. Аще кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению во Отца и Сына и Святаго Духа, но в трех безначальных, или в трех Сынов, или в трех Утешителей, да будет извержен.

Ап. 50. Аще кто, епископ или пресвитер, совершит не три погружения единого тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню, да будет извержен[31].

Ап. 47. Епископ или пресвитер, аще по истине имеющего крещение вновь окрестит или аще от нечестивых оскверненного не окрестит, да будет извержен, яко посмеивающийся кресту и смерти Господней и не различающий священников от лжесвященников[32].

Ап. 46. Епископа или пресвитера, приявших[33]Крещение или Жертву [34] еретиков, извергати повелеваем. Кое же согласие Христови с велиаром? Или кая часть верну с неверным? (2 Кор. 6, 15)[35].

Трул. 59. Крещение да не совершается в молитвеннице, внутри дома обретающейся, но хотящие удостоиться пречистого просвещения к кафолическим церквам да приходят и тамо сего дара да сподобляются. Аще же кто обличен будет не хранящим постановленного нами, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.

Трул. 31. Определяем, чтобы священнослужители, священнодействующие или крещающие в молитвенных храминах, находящихся внутри домов, творили сие не иначе, как по изволению местного епископа. Того ради аще который клирик не будет соблюдать сего таковым образом, да будет извержен.

В экстренных случаях Крещение может совершить даже мирянин:

Никиф. 44. В случае нужды может крестить и простой монах точно так же, как по нужде крестит и диакон.

Никиф. 45. Если в каком-либо месте нельзя будет найти священника, то некрещеных младенцев может крестить всякий, кто тут окажется налицо. Нет греха: крестит ли отец или кто бы то ни был, лишь бы только был христианин.

Миропомазание

Миропомазание до́лжно совершаться одновременно с Крещением:

Лаод. 48. Подобает просвещаемым[36] быти помазуемым помазанием небесным[37] и быти причастниками Царствия Божия.

В своем толковании на это правило Феодор Вальсамон говорит, что святое миро, «освящаемое молитвами и призыванием Святого Духа, освещает помазуемых и поставляет их причастниками Царства Христова, если только мы не сделаем себя чуждыми его небрежным житием и злыми делами»[38]. Эти же слова приводятся в Большом Требнике в разделе, где излагаются правила о святом Крещении.

2 Вс. 7. Приемлем, запечатлевая, то есть помазуя святым миром, во-первых, чело, потом очи, и ноздри, и уста, и уши, и запечатлевая их глаголом: «печать дара Духа Святаго»[39].

То же самое повторено и в 95-м правиле Трулльского Собора.

Страница 10