Размер шрифта
-
+

Божественные правила Церкви - стр. 12

Ном. 200. Отроча, еже крещаеши, вземши его нага и ставь просто[40], крещаеши в три погружения [41].

Постн. 37. Если вследствие небрежения родителей умрет младенец без Крещения, то они отлучаются от причастия на три года, довольствуясь за это время сухоядением и умилостивляя Бога коленопреклонениями, плачем и посильной милостыней. Если младенец семи дней от рождения умрет без Крещения, тогда родители лишаются причастия до сорока дней, причем должны ограничиться в течение этого времени сухоядением и творить ежедневно сорок поклонов.

Ном. 68. Аще чие отроча нерадения ради умрет некрещено, три лета сицевый да не причастится и на всяк день да творит поклонов двесте и да постится понедельник, среду и пяток. Аще ли текут к священнику, а священник небрежет, грех есть священнику.

Восприемники при Крещении

Карф. 54. Болящие, которые за себя отвечать не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие под собственною ответственностью.

При избрании восприемников необходима осмотрительность, чтоб впоследствии не могли возникнуть препятствия к браку.

Трул. 53. Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу, а мы уведали, что в некиих местах некоторые восприемлющие детей от святого и спасительного Крещения после сего вступают в брачное сожительство с матерями их вдовствующими, то определяем, дабы от настоящего времени ничто таковое не было творимо. Аще же которые, по настоящем правиле, усмотрены будут творящими сие, таковые, во-первых, да отступят от сего незаконного супружества, потом да будут подвергнуты епитимии любодействующих.

В Русской Церкви во избежание возможных в будущем препятствий к браку необходимо требуется только один восприемник, одного пола с крещаемым, а при смертной опасности можно вообще обходиться без восприемника. Об этом прямо говорится в Большом Требнике в разделе о духовном сродстве как препятствии к браку.

Кроме того, здесь также помещено обширное «Увещание от иерея к восприемнику по святом Крещении младенца». В нем говорится о том, что новокрещеный «бысть из сына тьмы сын света, из сына гнева сын благодати Божией». Во время Крещения «ко истинной лозе, иже есть Христос Господь, присадися новая розга, еже туком благодати Его оживляется и грозды добродетелей приносит». Восприемник при этом стал духовным отцом воспринятого им из купели. Отныне его обязанности – «отеческую любовь хранити» к нему, «наставляти и еже веры православнока-фолическия» и учить «житие достойно званию христианскому провождати». За неленостное выполнение этих обязанностей «наставлен будеши прямым путем заповедей Господних шествовати в страну жизни вечныя».

Страница 12