Бороздить море втайне от небес. Логики терапевтических изменений - стр. 22
Следовательно, первая терапевтическая цель – создание перцептивно-эмоционального корректирующего опыта, то есть этого ошеломляющего ощущения, что реальность не та, которой была ранее. Чтобы достичь этого, мы, поскольку необходимо обойти сопротивление изменению, прибегаем к техникам, способным заставить человека сначала получить конкретный опыт, который, именно, вызвал бы у него новые ощущения. Существуют четыре главных ощущения, которых никто не может избежать: страх, удовольствие, гнев, боль [Миланезе, Мордацци 2007]. Они являются ресурсом, когда мы хотим изменить что-то. Используя логику противоречия, я могу создать больший страх, который поможет человеку справиться с ужасным страхом. Используя логику парадокса, я могу попросить человека усилить страх, чтобы уменьшить его; используя еще одну стратагему, опирающуюся на неординарную логику, я могу сказать непослушному ребёнку: «На самом деле, когда ты сопротивляешься, ты подтверждаешь своей маме, что она совершенно оправданно заботится о тебе, потому что ты не в состоянии контролировать себя. Так что задумайся о том, что каждый раз, когда ты так поступаешь, ты преподносишь ей подарок. Тебе это нравится?». Здесь гнев является ресурсом. Аналогичным образом можно использовать боль и удовольствие. Следовательно, человек, страдающий фобией, почувствует, на что он способен, нося с собой свой страх, стадающий обсессивностью – что может заблокировать навязчивость и выйти из ловушки, страдающий компульсивностью – что он больше не нуждается в ритуалах, чтобы получить то, что ему казалось невозможным получить без их помощи. Человек, охваченный формой извращения, должен ощутить, что то, что до определённого момента приносило ему удовольствие, причиняет боль, или что существует большее удовольствие, на котором нужно сконцентрироваться и которому препятствует нынешнее. В любом случае, он должен это почувствовать, а не понять. Впрочем, Фома Аквинский напоминает нам о том, что «нет ничего в разуме, что сначала не проходит через чувства» [1986]. Все мы обладаем ощущениями, прежде всего, в качестве проводника; конечно, наши знания могут обуславливать наши чувства, и мы иногда, используя логику веры, можем пользоваться умственной ловушкой, чтобы изменить наши ощущения, но речь идёт, в любом случае, о чем-то происходящем за пределами познания. Например, я могу сказать застенчивому человеку, который боится показывать себя из-за страха быть отвергнутым, что, если он хочет избавиться от этого типа проблемы, он должен, прежде всего, научиться принимать отвержение и, чтобы у него выработался иммунитет к этому яду, он должен ежедневно принимать его в маленьких дозах. В продолжении этого я скажу ему: «Каждый день выходите из дома, заходите в любой магазин и спрашивайте что-то банальное, незначительное, с конкретным намерением получить ответ «нет». Это небольшое ежедневное «нет» в ответ на что-то банальное, незначительное, будет той каплей яда, которая позволит вам постепенно приобрести иммунитет к яду отвержения. Когда вы на улице видите прохожего без часов, можете спросить у него, который час. Зайдите в магазин, в котором, как вам известно, не продаётся определенная вещь и попросите именно её, с явным намерением получить в ответ «нет»». Здесь, на первый взгляд, производится работа на умственном уровне, над познанием, но, когда человек выйдет и начнёт спрашивать: «Извините, вы не подскажете, который час?», то вместо того, чтобы резко ответить «нет», прохожий скажет ему, улыбаясь: «У меня, к сожалению, нет часов». Или, когда он попросит что-то в магазине, продавщица начнёт искать и извинится, поскольку у неё нет этого товара; или, ещё лучше, когда он попросит что-то, чтобы услышать в ответ «нет», а ему скажут «да». Это будет ещё более потрясающим. Именно благодаря своей попытке приобрести иммунитет к яду отвержения он узнает, что люди доброжелательны даже перед такой чудной на первый взгляд просьбой и что он не так уж заслуживает отвержения. Мы не объясняем ему это заранее; он открывает это самостоятельно.