Размер шрифта
-
+

Больше, чем осознанность простыми словами. Простой и понятный путеводитель по джханам, или глубоким медитативным состояниям - стр. 13

Вам в первую очередь следует направить это полное, ясное, очищенное внимание на следующие четыре вещи:

1. На цель сосредоточения: вы упражняетесь в этом для освобождения, которое возможно благодаря видению аниччи (непостоянства; произносится «а-нич-ча»), дуккхи (страдательности) и анатты (отсутствия постоянного «я», безличностная природа)[11] во всём, что мы переживаем (эти три «признака существования» мы более подробно рассмотрим в главе 7). Вы прилагаете осознанные усилия для того, чтобы понять цель развития сосредоточения.

Вы сосредоточиваетесь для того, чтобы постичь вещи такими, какими они являются на самом деле. Вы занимаетесь этим не ради удовольствия и не ради развития умственных или психических способностей.

2. На приемлемость вашей практики сосредоточения: правильно ли вы практикуете сосредоточение, направляете ли внимание осознанно, без жадности, ненависти и заблуждения? Или вы останавливаетесь на неблаготворных объектах и подпитываете помехи? Вы прилагаете осознанные усилия, для того чтобы понять, что для достижения цели вся ваша подготовительная работа, направленная на обретение сосредоточения, должна быть правильной. Для успешной практики вам необходимо многое, и вам следует заставить всё это работать на вас.

3. На область сосредоточения: на чём вы сосредоточиваетесь? Правильной областью вашего сосредоточения являются четыре объекта, о которых идёт речь в «четырёх основах памятования», а именно: созерцание тела, созерцание ощущений, созерцание ума и созерцание умственных процессов. Более подробно об объектах установления памятования вы узнаете в главе 10. Ваша область достижения сосредоточения – это конкретный объект медитации, который вы выбрали для того, чтобы фокусировать на нём свой ум, до тех пор пока он не достигнет сосредоточения.

4. На отсутствие у вас заблуждения относительно того, какое сосредоточение правильное, а какое нет: действительно ли вы видите непостоянство, страдательность и безличность? Является ли ваше внимание ярким, бдительным и пронизывающим завесу иллюзии? Или вы видите вещи как устойчивые, надёжные, цельные, непреходящие, обладающие возможностью навсегда сделать вас печальными или счастливыми?

По правде говоря, ценность ясного осознавания не ограничивается одними только джханами. Вы должны привнести ясное осознавание вообще во всё, что вы делаете. Ешьте осознанно, полностью осознавая этот процесс. Таким же образом пейте, ходите, сидите, лежите, отправляйте естественные надобности. С памятованием и ясным осознаванием носите свою одежду, работайте, ведите автомобиль и придерживайтесь правил дорожного движения, говорите, молчите, пишите, готовьте, мойте посуду. Совершайте все эти действия, целиком их осознавая. Старайтесь знать всё, что происходит в вашем теле и уме.

Страница 13