Богословие, история и практика миссий. Альманах Миссионерского факультета. Выпуск 2 - стр. 12
Бог Аврааму повелел принести в жертву сына, потому что хотел всем живущим в мире показать, как сильно Авраам любил Бога и для Него не пощадил единственного сына Исаака, и этим Бог Аврааму, как другу, показал великую и необычайную тайну. Через жертву Авраам стал иереем, а по прообразованию сделал его Бог пророком. И открыл ему Всевышний Бог, что и Сам Он даст за спасение мира Единородного Сына, чтобы Бог, вочеловечившись, спас род человеческий от заблуждения[8].
Отец касается сына, и природа не противится делу; сын предает себя отцу, пусть делает с ним все, что угодно. Один возвышается над естеством, другой рассуждает, что воспротивиться отцу – хуже смерти. Затем отец связывает сына узами. Исаак лежит перед отцом у самого жертвенника, припав на колено, и с руками, загнутыми назад; отец же, став поодаль отрока на согнутое колено и левой рукой отведя к себе волосы сына, наклоняется к лицу, смотрящему на него жалостно, а правую ножом вооруженную руку направляет, чтобы заклать сына, и острие ножа касается уже тела, – тогда приходит к нему свыше глас, останавливающий дело: «Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт 22. 12).
Бог Отец не может быть ангелом. Следовательно, беседовавший с Авраамом есть Единородный Сын, о Котором говорит пророк: «Нарицается имя Его велика совета Ангел» (Ис 9. 6)[9].
С Авраамом еще раз был случай, когда он лицом к лицу встретился со вторым Лицом Пресвятой Троицы Спасителем нашим Иисусом Христом. Это было после поражения, нанесенного Авраамом эламскому царю и его союзникам, захватившим его племянника Лота. Авраам напал на войско четырех царей с вооруженным отрядом численностью 318, который есть прообраз числа участников I Вселенского собора, и разгромил их (Быт 14. 13–16). По возвращении с войны произошла встреча Авраама и Мелхиседека, царя Салимского, то есть Иерусалимского, священника Бога Всевышнего, который вынес Аврааму хлеб и вино и благословил его, Авраам же, в свою очередь, выделил Мелхиседеку десятину от добычи (Быт 14. 17–24).
Благословение Авраама Мелхиседеком через хлеб и вино есть прообраз евхаристии[10].
Мелхиседек с греческого переводится как «царь правды», салим – «мир» (евр.); Мелхиседек царь Салимский по своему названию и по силе значения этого названия есть царь правды и царь мира (Евр 7. 2), кем может быть только Христос, прообраз Которого Авраам узрел в Мелхиседеке.
Когда царь Салима предложил ему забрать всю добычу себе, Авраам не взял ни нитки, ни ремня от обуви, чтобы никто не мог сказать, что обогатил Авраама (Быт 14. 22–24). Побеждая видимых и невидимых врагов и ничего не принимая от мира, а напротив, чествуя вышнее богатство, Авраам получил благословение Христа, Царя мира, через Мелхиседека, принимая таинственное, как бы дар неба и напутствие жизни