Размер шрифта
-
+

Богословие, история и практика миссий. Альманах Миссионерского факультета. Выпуск 2 - стр. 11

.

Суть прообразования в том, что Бог, намереваясь совершить какое-нибудь необычайное великое дело между людьми, всегда предупреждает и предначертывает его в тени, чтобы, когда явится истина, люди не усомнились в ней, чтобы, имея в виду предшествующий образ, не остались неверующими истине и таким образом прообразованная истина была удобоприемлемой; тень предшествует, а потом приходит истина, скрытая в тени, и являет чистый предмет[4].

Вселенной надлежало освободиться и избавиться от клятвы кровью Христовой. Столь возлюбил Бог созданные им мир и человечество, что во спасение их принес в жертву даже Своего единородного Сына (Ин 3. 16).

По общему мнению святых отцов, принесение Авраамом Исаака в жертву предзнаменовало Распятие Спасителя[5].

Авраам не слышал слов Господа: «Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф 10. 37), и между тем подражал Отцу, о Котором сказано: «Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» (Рим 8. 32).

В лице Авраама человечество сделало достойный шаг к Богу. Он совершил невозможное для погрязшей в грехе человеческой природы деяние, когда ради Бога обрек на смерть своего единородного сына, тем самым уподобившись Богу и став Его другом.

Божественная прообразовательность образов и событий особенно отчетливо прослеживается в акте жертвоприношения Авраамом Исаака на горе Мория. Исаак был единородный, и Бог единородный; Исаак нес на плечах дрова, и Христос нес на плечах крест; этот, не сделав никакого греха, имел быть заклан, и Сын Божий, не сделав никакого греха, был распят; этот был и заклан и не заклан, и единородный Сын Божий был и заклан и не заклан, и умер и не умер; этот по намерению умер, а в окончании события не умер, и Сын Божий по плоти умер, а Божество Его осталось бесстрастным[6].

За Исааком, идущим на заклание, следовали осел и рабы его. И Христос, когда шествовал на страдание, воссел на жребя (Мф 21. 7), прознаменуя тем призвание язычников, и следовали за Ним ученики Его. Нож, поднятый Авраамом на Исаака, предзнаменовал копие, которым прободены Христовы ребра; жертвенник, на котором возлежал Исаак, – лобное место; овен, запутавшийся в чаще рогами своими (Быт 22. 13), – прообраз Христа, Божиего Агнца, двумя руками распятого на Кресте. Исаак разлучен был со своими спутниками; разлучен был и Христос со Своими учениками, когда шел на заклание[7].

Исаия взывал: «Как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис 53. 7). Господь, видя день страдания в образе Исаака на горе святой, сказал Иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин 8. 56).

Страница 11