Размер шрифта
-
+

Богатство идей. История экономической мысли - стр. 88

Одним из достижений Просвещения в экономической сфере была критика цеховых институтов, унаследованных от Средних веков, с их строгим регулированием техники производства, качества продукта, заработков и условий работы подмастерьев. Позвольте вспомнить, к примеру, блестящую притчу Габриеля Франсуа Куайе (1707–1782) «Чинки, кохинхинская история, которая может быть полезна другим странам», где рассказывается о злоключениях серьезного и трудолюбивого работника, которому, чем бы он ни занимался, препятствовали абсурдные правила, что в конечном итоге разорило его и его семью [Coyer, 1768].

Как уже указывалось (подразд. 4.1), Просвещение отличалось от меркантилизма переоценкой роли сельского хозяйства по сравнению с международной торговлей и мануфактурами. Кроме того, следуя за Петти и Кантильоном, лучшие авторы, занимавшиеся экономическими проблемами, основывали свой анализ на определении излишка (прибавочного продукта) и ценности, рассматривая производство, распределение и обращение (обмен) как взаимосвязанные процессы. Часто они поддерживали высокие заработки по экономическим причинам и руководствовались гуманитарным духом при практическом анализе проблем, вызванных нищетой и положением бедных (упомянем, например, дискуссию – которая будет кратко рассмотрена ниже, в подразд. 6.1 – о создании благотворительных учреждений и госпиталей, а также об общественной помощи больным и сиротам). В целом мыслители этой эпохи стремились придать значимость связи между экономическим развитием и гражданским прогрессом.

В то же время отличие экономических взглядов эпохи Просвещения от взглядов последовавшего за ней этапа классической школы может быть найдено (по крайней мере, частично) в их докапиталистическом характере, неспособности полностью учесть производственные взаимоотношения и конкуренцию между различными секторами, что применительно к проблеме цены приводило – особенно на континенте и при наличии важных исключений, таких как физиократы, – к субъективным теориям (в которых цена любого товара определялась сопоставлением спроса и редкости)[187].

Выдающимся представителем французской экономической культуры на этом этапе был Анн-Робер Жак Тюрго (1727–1781), литератор, экономист и высокопоставленный чиновник, отвечавший за экономические дела в Лиможе с 1761 г., а затем министр финансов с 1774 по 1776 г. Его самой известной работой были «Réflexions sur la formation et la distribution des richesses» («Размышления о создании и распределении богатств», 1766) [Тюрго, 1961][188].

Тюрго принадлежит к следующему поколению после Кенэ и в различных аспектах представляет своего рода мост, связывающий физиократов и его современника, Адама Смита. Во многих отношениях он был ближе к последнему, чем к физиократам, хотя разделял их поддержку свободной торговли (а именно свободу экспорта сельскохозяйственных продуктов), но совершенно ясно, что не одобрял абсолютную власть, разделяя убеждение Смита (высказанное в «Теории нравственных чувств», 1759: см. подразд. 5.3 наст. изд.), что каждый человек лучше кого бы то ни было способен управлять собственной жизнью. Теории Тюрго вспоминаются, в частности, благодаря роли, которую он придавал капиталу и капиталистам-предпринимателям в процессе производства, а также благодаря его совершенно очевидно либеральным воззрениям, обобщенным фразой laissez-nous faire (дайте нам действовать), которую он процитировал в обширном некрологе, посвященном его другу Венсану де Гурнэ (1712–1759), подчеркивая его пламенный экономический либерализм [Turgot, 1759, p. 151]

Страница 88