Богатство идей. История экономической мысли - стр. 47
Ясно также, что влияние Серра на начальные стадии развития политической экономии было ничтожным, если вообще о нем можно говорить, учитывая, что его книга, до того как ее воспроизвел Кустоди в своем издании, оставалась практически незамеченной. Серра не был меркантилистом в том уничижительном смысле, который вкладывали в этот термин последователи Смита, изобразившего в четвертой книге «Богатства народов» удобное пугало для своих нападок на феодальные ограничения экономической инициативы. Серра был автором, равно непричастным и к идеям радикального интервенционизма, и ко взглядам радикальных сторонников политики laissez-faire. Он поддерживал вмешательство в экономику извне тогда, когда оно не сопровождалось сдерживанием или ограничением интересов индивидуальных агентов, но способствовало созданию для них пригодной среды для действий. Он не отождествлял богатство с деньгами и драгоценными металлами, но в то же время (в отличие от многих авторов классической школы XVIII–XIX вв.) указывал – скорее, интуитивно, как можно предположить – на сложную взаимосвязь финансового и реального секторов экономики. Он также не был еще ограничен классической моделью homo oeconomicus и считал естественным рассматривать политические, социальные и экономические аспекты во взаимосвязи. Серра обладал примечательным мировоззрением: «открытым активизму, готовым принять роль свободы воли, идеалистическим – в противовес фатализму, механицизму и материализму [мировоззрения] …экономистов-классиков» [Tagliacozzo, 1937, р. xxxiv]. Серра, если подвести итог, ярко выражает потенциал созидательной стадии экономической науки с ее открытостью для многообразия возможных направлений теоретического развития. Перечитывая его «Краткий трактат», мы вспоминаем, что ценой конструирования цельной и четкой понятийной и аналитической системы может выступать забвение отдельных элементов, играющих важную роль в нашем понимании реальности.
3. Уильям Петти
Происхождение политической экономии[104]
3.1. Жизнь и труды
Сэр Уильям Петти родился 26 мая 1623 г., в двадцатый год правления Якова I, в деревне Ромси, Хэмпшир (Англия), и умер 26 декабря 1687 г. в Лондоне. Сказать, что его жизнь была насыщенной событиями, – это слишком мало[105]. Будучи сыном портного, он нанялся юнгой на торговое судно в возрасте 13 лет, но десять месяцев спустя был высажен на французском побережье со сломанной ногой. Петти зарабатывал на хлеб, давая уроки латыни и английского языка, и вскоре смог поступить в иезуитский колледж в Кане, где он изу чал латинский, греческий, французский языки, математику и астрономию. После службы в Королевском флоте, когда вспыхнула гражданская война, он примкнул к другим беженцам, сначала в Голландии (1643), затем в Париже (1645–1646), где он изучил медицину и анатомию. В 1646 г. умер его отец, и Петти возвратился в Ромси, но вскоре уехал в Лондон. Там он потерпел неудачу в попытке применения одного из собственных изобретений – машины для синхронного копирования письменного текста, на которую ему был выдан патент в 1646 г. В 1648 г. после нескольких месяцев учебы Петти получил степень доктора медицины в Оксфордском университете. Здесь его карьера быстро пошла в гору, во многом в результате политических событий того периода, приведших к увольнению старых преподавателей, считавшихся сторонниками короля. В 1650 г. Петти стал профессором анатомии. В следующем году он перешел на кафедру музыки в Грешем-колледже, Лондон