Богатство идей. История экономической мысли - стр. 136
Сисмонди был защитником государственного вмешательства в экономику: минимальной заработной платы, ограничения рабочих часов, общественной помощи больным, старым и безработным. В то же самое время он выступал за повсеместное распространение частной собственности и форм участия рабочих в прибылях предприятий, с целью сокращения неравенства распределения доходов и для содействия социальной мобильности. Его теория недопотребления была связана с тезисом о необходимости защиты покупательной силы потребителей, а также поддержки более равномерного распределения дохода; в частности, заработная плата рассматривалась как источник спроса, когда рост дохода требует расширения спроса, что не может быть автоматически обеспечено ростом производства[297].
Как можно увидеть из этого обобщающего обзора, экономисты находили у важнейших представителей теорий недопотребления некоторые интересные идеи, хотя они и не смогли обнаружить одну из важнейших слабостей классической традиции, а именно идентификацию сбережений с инвестициями. Вместе с тем их наблюдения не были включены в достаточно основательные аналитические схемы и мы можем понять, как на чисто интеллектуальном уровне их позиции должны были казаться относительно неубедительными на фоне внушительной постройки Рикардо, хотя мы не должны недооценивать совершенства отражения ими донаучных представлений и политических идей, распространенных в то время.
6.5. Дискуссия о законах о бедных
Одной из сфер, в которой мальтусовский закон народонаселения играл центральную роль, по крайней мере, с первых десятилетий XIX в., была дискуссия о законах о бедных, которая затрагивала ряд других тем, таких как роль государства в экономике и риски общественного вмешательства в область индивидуальной ответственности. Здесь мы снова сталкиваемся с проблемой, которая постоянно возникает, хотя и в разных формах, в экономических и политических дебатах. Этой проблемой, в общем, является вопрос о том, «что необходимо сделать» в отношении бедности, поражающей низшие слои населения[298].
Очевидно, что проблема бедности принимает различные формы. Упрощая, можно сказать, что, с одной стороны, существуют сироты и беспризорники, пожилые и инвалиды: все те, кто по той или иной причине не способны работать и у кого нет семьи, которая могла бы о них позаботиться и обеспечить их существование. С другой стороны, существуют те, кто способен трудиться, но не может найти работу или их работа не обеспечивает им необходимого для выживания дохода. Наконец, третья группа включает тех, кто предпочитает не работать, а жить в нужде и бедности, подобно попрошайкам, или вести жизнь, наполненную риском, подобно бандитам.