Богатство идей. История экономической мысли - стр. 111
Когда классические экономисты упоминают ценность товара, то они, как правило, имеют в виду меновую ценность. Тем не менее проблема ценности может рассматриваться в различных аспектах, если: (i) целью является возвращение к первооснове – «источнику» – ценности; (ii) внимание направлено на практическую проблему меры ценности для межвременных и межстрановых сравнений; (iii) теоретическая проблема состоит в определении меновых ценностей.
По вполне понятным причинам экономисты, какую бы конкретную проблему они ни рассматривали, прежде всего должны были сосредоточиться на труде. Как мы видели, теории трудовой ценности уже были распространены среди философов естественного права; труд, наряду с землей, также появляется среди элементов, образующих содержание ценности товара в теориях Петти и Кантильона. Однако, как уже отмечалось, теории трудовой ценности имели разное значение у разных авторов. С одной стороны, философами естественного права трудовая ценность понималась как мера той жертвы, которую делают люди, чтобы получить желаемый товар. С другой стороны, авторы, подобные Петти и Кантильону, были ближе к теории физических затрат на производство; трудовая ценность была для них простым фактическим обстоятельством, лишенным метафизических качеств, которые характеризуют идею труда как жертвы: иными словами, трудовая ценность представляет собой всего лишь упрощенный способ выражения относительной сложности производства рассматриваемого товара по сравнению с другими товарами.
У Смита одновременно присутствуют оба качества; больше того, его теория трудовой ценности представлена и как теория необходимого труда (труда, необходимого для производства товара: количество содержащегося в товаре труда, в терминологии Маркса), и как теория располагаемого труда. Давайте сначала рассмотрим эту последнюю:
Каждый человек богат или беден в зависимости от того, в какой степени он может пользоваться предметами необходимости, удобства и удовольствия. Но после того как установилось разделение труда, собственным трудом человек может добывать лишь очень небольшую часть этих предметов: значительно большую часть их он должен получать от труда других людей; и он будет богат или беден в зависимости от количества того труда, которым он может распоряжаться или которое он может купить. Поэтому ценность всякого товара для лица, которое обладает им и имеет в виду не использовать его или лично потребить, а обменять на другие предметы, равна количеству труда, которое он может купить на него или получить в свое распоряжение. Таким образом, труд представляет собою действительное мерило меновой ценности всех товаров [Смит, 2007, с. 88].