Богатство идей. История экономической мысли - стр. 113
Однако, как отмечает Смит, в обществе, где работники больше не являются собственниками капитальных благ и земли, используемых ими в своей работе, нельзя использовать необходимый труд для объяснения меновых ценностей. Действительно, необходимый труд не учитывает ренту и прибыль, которые входят в цену каждого товара, когда капиталисты и землевладельцы составляют социальные классы, отличные от рабочего класса.
В таком обществе меновые ценности соответствуют «естественным ценам», которые Смит определяет следующим образом, отличая их от «рыночных цен»: «Если цена какого-либо товара соответствует тому, что необходимо для оплаты в соответствии с их естественными нормами земельной ренты, заработной платы и прибыли на капитал, затраченный при добыче, обработке и доставке его на рынок, то товар этот продается, можно сказать, по его естественной цене» [Там же, с. 109].
Другими словами, рыночная цена – это цена, которую мы видим, наблюдая за данным актом обмена; естественная цена, напротив, – это теоретическая цена, которая выражает условия воспроизводства производственного процесса. В обществе, разделенном на социальные классы, меновые стоимости или «естественные цены» должны покрывать издержки производства, а также гарантировать прибыль на капитал, инвестированный в производственную деятельность, равную той, которую можно получить в других секторах.
Безусловно, самой по себе отсылки к издержкам производства недостаточно для построения теории цен, поскольку она приводит к круговому логическому рассуждению: если нам нужна сталь, чтобы произвести уголь, и уголь, чтобы произвести сталь, мы не можем определить цену угля, если она нам неизвестна заранее. По этой причине некоторые экономисты, до и после Смита, прибегали к первооснове, такой как труд (или «труд и земля», как в случае Петти и Кантильона), которая позволяла им объяснять цены, а сама по себе не нуждалась в объяснении. Однако, как мы видели, Смит с этим не был согласен, поскольку он рассматривал необходимый труд как объяснительный принцип, применимый только для «первобытного и малоразвитого общества».
В анализе Смита меновые ценности остаются открытой проблемой.
Некоторые интерпретаторы (например, Добб [Dobb, 1973, p. 44 ff.]) попытались ее разрешить при помощи так называемой теории сложения составных частей, а именно идеи о том, что «цена каждого товара в конечном счете сводится к одной из этих основных частей или ко всем им», т. е. к «ренте, труду и прибыли» [Ibid., p. 68][238]. Другими словами, цена товара соответствует заработной плате, прибыли и ренте, а также другим издержкам на средства производства, помимо труда и земли; эти издержки, в свою очередь, разлагаются на заработную плату, прибыль, ренту и стоимость средств производства; так мы двигаемся назад до тех пор, пока издержки на средства производства не исчезнут или станут незначительными. Ценность товара, таким образом, зависит от технологии и от «естественных» норм заработной платы, ренты и прибыли.