Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 91
Конституция о Божественном Откровении заостряет внимание на единстве →Откровения Божественного, выраженного Священным Писанием и →Священным Преданием Церкви. Откровение зафиксировано в тексте, но живет в Церкви как живая традиция, постоянно раскрывающая новые богатства. Это положение, наряду с возвращением к образу Церкви как →Народа Божия, представлению об общем →священстве верующих и коллегиальности епископов, развитом в Догматической конституции о Церкви, имело важнейшее значение для движения к церковному единству с →православием и →протестантством. Учение I Ватиканского собора об исключительной власти Папы было дополнено пониманием того, что в →Святом Духе вся коллегия епископов, включая самого Папу как епископа Рима, несет общую ответственность за Народ Божий.
В Догматической конституции о Церкви указывается на тайну Церкви, все члены которой – →духовенство, монашествующие (→монашество), →миряне – призваны к →святости, каждый на своем месте. В других экклезиологических документах вопрос о →призваниях конкретизируется. Глубокую реальность Христа и Святого Духа Церковь открывает, созерцая саму себя как видимое проявление Христа в истории.
Конституция о богослужении, указывая на присутствие Господа в →литургии, призывает к обновлению последней, чтобы верующие могли полнее принимать духовную пищу в →Слове Божием и →Евхаристии. При этом богатство литургических традиций, унаследованных от прошлых веков, должно бережно сохраняться.
Пастырская конституция о Церкви в современном мире начинается с указания на тесную связь Церкви с родом человеческим и его историей. Анализируя ситуацию современного человека, собор констатировал общий кризис современной цивилизации, к которому привел светский →гуманизм, опирающийся на собственные силы человека. Ему противопоставляется гуманизм христианский, открытый к общению человека с Богом. Конституция развивает темы высшего человеческого призвания и →достоинства, анализирует проблемы человеческой деятельности, →семьи, →атеизма, культуры, социально-экономической и политической жизни. Конституция говорит о диалоге Церкви и человечества, необходимом для совместного решения серьезных проблем в свете Евангелия.
Впервые собор обращается не только к членам Церкви, но ко всему человечеству.
Будучи пастырским, собор, в духе милосердия, воздерживался от осуждений. В отличие от предыдущих соборов он не провозглашал →анафемы.
Собор разрушил многие стереотипные представления, казавшиеся непоколебимыми. В Декларации о религиозной свободе признано неотъемлемое право каждого человека свободно искать истину, повинуясь голосу совести. Другие документы собора на эту тему доброжелательно подчеркивают те существенные религиозные моменты, которые объединяют католиков с другими христианами и представителями →религий нехристианских.