Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 93
В 1409 несколько кардиналов с обеих сторон съехались на неканонический собор в Пизе, где объявили Апостольский Престол вакантным и избрали еще одного антипапу – Александра V, поселившегося в Болонье и опиравшегося на поддержку Северной Италии. В 1410 его сменил антипапа Иоанн XXIII.
Для сохранения единой структуры Церкви необходим был созыв канонического →Вселенского собора под эгидой Папы. Император Священной Римской империи Сигизмунд созвал собор в г. Констанц (→Констанцский собор 1415–1417). В ходе этого Собора антипапа Иоанн XXIII был низложен, Папа Григорий XII объявил о своем добровольном отречении, и наконец, антипапа Бенедикт XIII, не признавший собор и лишившийся поддержки Испании, Португалии и Шотландии, также был низложен. 11 ноября 1417 конклав кардиналов вместе с представителями духовенства различных стран единогласно избрал Папой кардинала Оддоне Колонну, принявшего имя Мартина V.
Так был преодолен кризис и положен конец В.С., в течение 39 лет сотрясавшей устои Католической Церкви. К негативным последствиям В.С., помимо развития →ересей, можно отнести недоверие к авторитету Апостольского Престола, выразившееся в →галликанстве и →концилиаризме.
ВЕЛИКИЙ ПОСТ (лат. Quadragesima) – сорокадневный период подготовки к празднованию →Воскресения Иисуса Христа (→Пасхи), продолжающийся в →обряде латинском от →Пепельной среды до Страстного четверга, а в византийском (→обряды восточные) – от I понедельника В.П. до Страстного воскресенья.
Первые упоминания о подготовке христиан к пасхальному торжеству восходят ко II в. Длилась она только два дня, т. е. пятницу и субботу, предшествующие Пасхальному воскресенью, и была временем →поста и скорби о смерти Христа. В III в. период подготовки был продлен на всю →Страстную неделю, а с IV в. он распространился уже на сорок дней, предшествующих Пасхе. Продолжительность В.П. – сорок дней – имеет свое библейское и символическое значение (число 40 означает полноту). Прежде всего Церковь хочет подражать Христу, который после Своего →Крещения молился и постился в пустыне в течение сорока дней (Мф 4, 2; Мк 1, 13; Лк 4, 1–2). Согласно ВЗ сорок дней постился Моисей на горе Синай (Исх 34, 28) и столько же продолжался пост пророка Илии по пути до горы Хорив (3 Цар 19, 8). Сорок лет длилось странствие Израиля по пустыне в →Землю Обетованную. Поскольку по воскресным дням не постились, то в VI в. в римском обряде к периоду В.П. было добавлено еще четыре дня перед первым →воскресеньем В.П., и он стал начинаться в Пепельную среду.
От начала возникновения В.П. его целью была подготовка верующих к торжеству Пасхи как воспоминанию об искупительных событиях. Очень давно этот период стал временем непосредственной подготовки →катехуменов (оглашенных) к →таинству →крещения в →Навечерие Пасхи, а для кающихся грешников – временем особого →покаяния. Начиная со Средневековья, в →литургии В.П. важное место занимают размышления над →Страстями Господними, в особенности в Страстную неделю. Во время В.П. религиозная жизнь верующих сосредоточивалась вокруг трех главных тем: покаяния, крещения и Страстей Господних.