Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 90
Не претендуя на догматические положения, собор выразил бы таким образом с пастырским милосердием учение Церкви по многим вопросам, связанным с деятельностью современного человека и тревожащим его →совесть. Именно так Папа Иоанн XXIII понимал «обновление» Церкви – аджорнаменто (итал. aggiornamento).
Собор открылся через два года интенсивной подготовительной работы 11.10.1962. После кончины Папы Иоанна XXIII Папа Павел VI решил продолжить работу собора с 3.06.1963.
В работе собора принимали участие ок. 2400 епископов со всех континентов. Кроме них в заседаниях принимали участие эксперты и богословы, а также группа светских лиц в качестве слушателей. В качестве наблюдателей на соборе присутствовали представители 28 Православных и Протестантских Церквей, в том числе Русской Православной Церкви.
Проявлением изменения позиции Католической Церкви стали знаменательные события, происходившие во время собора: в октябре 1965 на Генеральной Ассамблее ООН с большим вниманием было выслушано выступление Папы Павла VI с призывом к миру. 7 декабря он и Патриарх Константинопольский Афинагор сняли взаимные отлучения, наложенные в 1054.
Собор завершил свою работу 8.12.1965.
Он выработал 16 документов, касающихся различных сторон жизни и деятельности Католической Церкви. Это 4 документа, имеющих основополагающее значение и названных конституциями: Sacrosanctum Concilium (SC) – Конституция о →богослужении, Lumen Gentium (LG) – Догматическая конституция о Церкви, Dei Verbum (DV) – Догматическая конституция о Божественном Откровении, Gaudium et spes (GS) – Пастырская конституция о Церкви в современном мире; 9 декретов: Inter mirifica (IM) – о средствах массовой коммуникации, Orientalium Ecclesiarum (OE) – о Восточных Католических Церквах, Unitatis redintegratio (UR) – об экуменизме, Christus Dominus (CD) – о пастырской должности епископов в Церкви, Perfectae caritatis (PC) – об обновлении монашеской жизни, Optatam totius (OT) – о подготовке к священству, Apostolicam actuositatem (AA) – об апостольстве мирян, Ad Gentes divinitus (AG) – о миссионерской деятельности Церкви, Presbyterorum ordinis (PO) – о служении и жизни священников; 3 декларации: Gravissimum educationis (GE) – о христианском воспитании, Nostra aetate (NA) – об отношении Церкви к нехристианским религиям, Dignitatis humanae (DH) – о религиозной свободе.
Конституции (литургическая, две догматических и пастырская) образуют общее учение cобора, а декреты и декларации применяют его к различным областям церковной жизни. Учение cобора связывает воедино реальности Иисуса Христа, Церкви – как Его Тела – и человека. Человек по самой своей природе связан с Христом, в то же время Христос присутствует в мире через Церковь и оказывает спасающее действие на человека. Через Христа все человечество оказывается связанным с Церковью. Это учение выражается всеми документами cобора, в разных аспектах.