Размер шрифта
-
+

Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 89

На соборе предполагалось рассмотреть вопрос о Церкви, в частности об авторитете Папы и собрания епископов. Из-за внешних причин была рассмотрена только половина вопроса, вторую решал уже →Ватиканский II собор.

Важнейшей темой, обсуждавшейся на соборе, стал вопрос о папской →безошибочности. В самом этом →догмате большинство участников собора не сомневалось, однако существовала партия противников его обсуждения – 61 епископ.

Догматическая конституция о →первенстве Римского Папы и его безошибочности Pastor Aeternus была принята в ходе голосования. Исключение составили некоторые церковные деятели, отколовшиеся от Церкви и объединившиеся под именем →старокатоликов.

В сентябре 1870 заседания собора были прерваны – в →Рим вторглись пьемонтские войска. →Церковное государство было аннексировано, Папа удалился в →Ватикан и объявил себя «узником Ватикана».

Помимо учения о папской безошибочности, отцы собора подробно рассмотрели отношения между Папой и всей Церковью и приняли 24.04.1870 догматическую конституцию о католической вере Dei Filius, в которой защитили основы христианства от ошибок рационализма, →материализма и →атеизма.


ВАТИКАНСКИЙ II СОБОР (лат. Vaticanum II) – XXI →Вселенский собор (11.10.1962 – 8.12. 1965), для которого были характерны: движение к христианскому единству, открытость к →диалогу с современным миром, возрождение духа сотрудничества внутри Католической Церкви и ее готовности к →евангелизации.

Собор состоялся по прошествии почти ста лет после →Ватиканского I собора, который положил начало решению вопроса об учительском авторитете Церкви, подвергающейся давлению секуляризованного мира. В связи с оккупацией →Рима войсками сторонников объединения Италии I Ватиканский собор не смог завершить рассмотрение важнейшего вопроса о соотношении авторитета Папы и собора →епископов.

Ощущая необходимость продолжения обсуждения, Папы Пий XI и Пий XII делали попытки начать подготовку нового Вселенского собора. Осуществить этот замысел удалось только Папе Иоанну XXIII. 17.05.1959 он назначил комиссию для определения тем, которые предстояло рассмотреть на соборе.

Самой насущной проблемой виделся нарастающий разрыв между развитием мировой цивилизации и Церковью, проходящий на фоне непреодоленных разделений между самими христианами.

В энциклике Ad Petri Cathedram (29.05. 1959) Папа подчеркивал, что Собор направлен прежде всего на возрастание веры, обновление традиций и совершенствование церковных отношений. Таким образом собор должен был носить пастырский характер.

«Пастырское» слово, по мысли Папы, базируется на здравом учении, которым Церковь владеет изначально, но есть необходимость в каждую эпоху углублять его и выражать способом, наиболее пригодным для →апостольства, т. е. понимания и принятия →миром.

Страница 89