Размер шрифта
-
+

Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 43


АРХИЕПИСКОП (лат. archiepiscopus) – высший или главный →епископ. В Католической Церкви А. может быть либо →митрополитом, либо епископом, управляющим →архиепархией, не являющейся →митрополией, либо епископом, которому титул А. присвоен Папой Римским за личные заслуги. Титулярные А., назначаемые на титулярные архиепархии, выполняют руководящие функции в Церкви, возглавляют какие-либо →конгрегации →Римской курии, являются →нунциями и т. д.


АРХИТЕКТУРА ЦЕРКОВНАЯ – христианские храмы, часовни и др. постройки культового или подсобного назначения. Отличается большим разнообразием, что объясняется переменами стилей в ходе истории, восприятием местных архитектурных традиций в процессе распространения христианства.

Древнейшими христианскими храмами являлись приспособленные для этого жилые и хозяйственные постройки, а также →катакомбы (подземелья) →Рима, Неаполя и многих других городов Италии – там преследуемые христиане тайно собирались, вместе молились, служили →Евхаристию, и там же хоронили умерших – отсюда обычай заключать в →алтарь частицу мощей →святых, поскольку первыми в Риме алтарями были надгробные камни →мучеников. В сохранившихся до наших дней катакомбах остались великолепные настенные росписи в античном стиле, а также символические надписи и монограммы имени Христа.

После 313, благодаря узаконившему христианство эдикту императора Константина I Великого (→Миланский эдикт), появилась возможность для широкого строительства церквей. Самые древние, уже самостоятельные постройки, достоверно известные как раннехристианские культовые сооружения, часто называют →базиликами. Однако в древнехристианский период храмы возводились не только в форме вытянутого прямоугольника по образцу античных базилик. Использовались также структуры центрального типа – круглые, многогранные, квадратные. Церковь Cв. Константина в Риме – пример такого центрального построения, своей круглой формой напоминающего Пантеон.

Своеобразный синтез обеих структур, т. е. прямоугольной и циркульной формы, был впервые применен в →Византии, где получило развитие самостоятельное направление в искусстве, называемое византийским. К нему восходят корнями русское, армянское, грузинское и др. направления церковного зодчества. Если на Западе основной тенденцией являлось стремление к крестообразной планировке, на Востоке это было сосредоточение под куполом как подобием «небесного купола». Величайшим примером византийского стиля стал знаменитый храм в Константинополе (ныне Стамбул) – Хагиа-София, собор Св. Софии, или Премудрости Божией, построенный при императоре Юстиниане I всего за пять лет (532–537). Ее создатели воздвигли грандиозный купол, вытянутый к востоку и западу за счет двух полукуполов. Таким образом получился синтез идеи центрального построения с идеей построения по принципу вытянутого прямоугольника. Впоследствии, после мусульманского завоевания Константинополя и превращения Хагиа-Софии в мечеть, к ней были достроены минареты, которые можно видеть до сих пор.

Страница 43