Размер шрифта
-
+

Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 42

А. утверждает также, что человек по сути своей существо общественное. Наиболее важное проявление этого – жизнь в семье. В то же время государство исполняет вспомогательную роль в стремлении человека к благу – отсюда представление о том, что есть «общее благо» – цель, ради которой существует государство.

А. оказал громадное влияние на дальнейшее развитие науки и особенно →философии. Как философская система он продолжал свое развитие прежде всего в школе, основанной самим Аристотелем, – в Ликее, или школе перипатетиков (от греч. peripatos – место для прогулок). В раннем Средневековье А. восприняли арабские философы, которые соединили его с элементами неоплатоновской философии (→платонизм). Благодаря переводам Аристотеля на латинский язык, а также благодаря знакомству с арабской философией, в XIII в. принципы А. привнес в свою философскую систему св. Фома Аквинский (→томизм).

См. также: ПЛАТОНИЗМ, ТОМИЗМ, ФИЛОСОФИЯ


АРМЯНО-КАТОЛИКИ – верующие, принадлежащие к Армянской Католической Церкви – одной из →Восточных Католических Церквей. Общение христиан Армении с →Апостольским Престолом было прервано, когда в начале VI в. Армянская Церковь отвергла решения →Халкидонского собора. В 1198 во время I →Крестового похода частью армян, живших на Ближнем Востоке, оно было восстановлено, однако в XIV в. после захвата Киликийской Армении турками под их давлением прервалось снова. В 1439 на →Ферраро-Флорентийском соборе была провозглашена →булла Папы Евгения IV Exultate Deo о воссоединении Армянской Апостольской Церкви с Римом.

Попытки многих армян к возвращению в лоно Католической Церкви не прекращались, вследствие чего в 40-х XVIII в. Папой Римским была учреждена собственная армянская иерархия. В настоящее время предстоятель Армянской Католической Церкви – →Патриарх Киликийский с резиденцией в Бейруте.

Обрядность А.-К. во многом сходна с византийской, но отличается рядом особенностей: так, для →Евхаристии употребляется пресный хлеб, а вино не разбавляется водой; в →литургии употребляется древнеармянский язык (грабар); хотя →целибат для священников не является обязательным, подавляющее большинство духовенства не женато.

Общая численность А.-К. несколько превышает 140 тыс. человек; они живут преимущественно в Сирии, Ливане, США, Франции и Грузии. Общины А.-К. есть и в России (находятся в юрисдикции →архиепископа Армении, Грузии и Восточной Европы с резиденцией в г. Гюмри в Армении). См. также: ВОСТОЧНЫЕ ЦЕРКВИ, ДОХАЛКИДОНСКИЕ ЦЕРКВИ, ОБРЯДЫ ВОСТОЧНЫЕ


АРХИЕПАРХИЯ (от греч. archē – главный, старший и eparchia – →епархия), АРХИДИОЦЕЗ (лат. archidioecesis), в Католической Церкви – территориально-административная единица. Существует 3 типа А.: 1) А., входящая в состав →митрополии; 2) титулярная А. – историческая; 3) А., подчиненная непосредственно →Святому Престолу.

Страница 42