Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 45
Готический стиль сохранялся в архитектуре довольно долго, трансформируясь с течением времени. Первоначальная простота конструкционного мышления все чаще уступала место стремлению к украшательству и вычурности. Поздняя готика, которую называли по-разному (во Франции – пламенеющей, в Испании – цветистой, а в Англии – декоративной), стала как бы воплощением тех направлений, которые пронизывали позднее Средневековье и предвещали кризис эпохи. Ее яркий пример – Вестминстерское аббатство в Англии. Поздняя готика продвинулась на восток, дойдя до Вильнюса и Львова.
Своеобразной попыткой вернуться к готическим идеалам является псевдоготика конца XIX – начала XX в. Здесь витражи играют меньшую роль, но сохраняется устремленность вверх, хотя вся постройка приобретает бóльшую пропорциональность. В стиле неоготики построен, в частности, →кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве, а также другие католические храмы, построенные в конце XIX – начале XX в. в России.
В Италии готика столкнулась с унаследованной от античности склонностью к гармоничным пропорциям. Таким образом в начале XV в. стал зарождаться новый стиль – ренессанс. Его целью было стремление к возрождению античных традиций, которое должно было вернуть к жизни древние архитектурные стили с их колоннами, пилястрами, балочными перекрытиями. Именно тогда в Италии родилась легенда, что готика – это архитектурный стиль готов. В Италии стали строить храмы отчетливой структуры, вновь приобрел значение такой архитектурный элемент, как купол – свод правильной дуги, так называемый полусферический, покоящийся на аркадах и колоннах по античному образцу. Благодаря небывалому расцвету изящных искусств в интерьерах храмов появились совершенно иные, чем прежде, живопись, скульптура, убранство.
В ренессансной архитектуре вновь вернулись к концепции центрального построения храма (таким, например, должен был быть, по замыслу Браманте, а позднее Микеланджело, новый собор Святого Петра в →Ватикане), к принципу круга, вписанного в квадрат или в равноконечный, так называемый греческий, крест. Но не многие из задуманных творений подобного типа были полностью осуществлены. Эпоха не благоприятствовала этому, а возникшее в начале XVI в. движение →Реформации привело к глубокому кризису в жизни Церкви, и во многих странах церковное строительство на некоторое время почти замерло.
Преодоление кризиса, ставшее возможным после →Тридентского собора (1545–1563), привело к появлению в искусстве двух новых стилей – маньеризма