Размер шрифта
-
+

Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 46

и барокко. Первый был элитарным стилем, стилем художников и меценатов высокого ранга, и в культовой архитектуре он сыграл довольно незначительную роль. Иначе обстояло дело с барокко – стиль этот распространился по всей Европе (в том числе и в некатолических странах), а также на других континентах, особенно в Южной Америке. В отличие от ренессанса, барокко, внешне используя те же самые формы (ордеры, заимствованные от античности, декоративность), постоянно нарушал гармонию и симметрию, ломал привычный порядок. Это был динамичный стиль, подобно тому как подвижны и энергичны были тогдашние монашеские ордена – и новые, такие как →иезуиты, и старые – доминиканцы, бернардинцы, паулины. Колыбелью и родиной барокко стал Рим, образцом послужил построенный в 1575–1584 храм ордена иезуитов Il Gesu (Имени Иисуса).

Классицизм – стиль, пришедший вместе с эпохой Просвещения, – стал отчетливым противопоставлением барочному буйству форм и живописности. В нем требовалось соблюдать принципы античного искусства. Археологи к этому времени достигли значительных успехов, и исследования прежде труднодоступных регионов, находившихся под господством Турции (Греция, Египет), выявляли все новые, все более удивительные памятники античности. Если ренессанс был возрождением античных традиций, то классицизм пошел по пути копирования античности. Например, фасад кафедрального собора в Вильнюсе напоминает скорее греческий храм, нежели католическую церковь.

Один за другим возникали новые стили, но это было не возрождение, а возвращение к минувшим стилям. Романтизм как оппозиция классицизму подражал готике, а иногда и романскому стилю. Было также и подражание ренессансу, барокко, и наконец, подражание народному искусству. В конце XIX в. наступило как бы всеобщее «смешение языков», появился эклектизм, соединяющий весьма разнообразные стилистические элементы, подчас противоречащие друг другу. Из этого эклектизма родился модерн – новая попытка создания однородного стиля.

В конце XIX – начале XX в. в архитектуре произошла технологическая революция. Были введены новые материалы: армированный бетон, стальные конструкции, стекло и др. Церковь не проявляла особого расположения к этим «новинкам» вплоть до 1950-х. В России в качестве примера можно привести новые кафедральные соборы в Новосибирске и в Иркутске, построенные в 1990-х.

Конституция →Ватиканского II собора о богослужении Sacrosanctum Concilium (SC 123) призывает подчинить А.Ц. требованиям литургического действия и психологическим нуждам церковных общин. Современная А.Ц. функциональна: под пастырские задачи строятся храмовые комплексы, где кроме места для →литургии предусмотрены помещения для встреч, групповых занятий и т. д.

Страница 46