Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 39
Все А. исполнили миссию, принятую от Иисуса Христа, и – кроме Иоанна – свидетельствовали о Нем мученической смертью. Их учение стало основанием вероучения Церкви, поэтому их называют столпами Церкви, а саму Церковь – апостольской.
Преемниками А. являются →епископы.
Церковь Востока и Запада верит в непрерывность наследования иерархии от А. (→преемство апостольское).
См. также: АПОСТОЛЬСТВО, МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЦЕРКОВЬ КАТОЛИЧЕСКАЯ
АПОСТОЛЬСКИЙ ПРЕСТОЛ (лат. Sedes Apostolica) – то же, что →Святой Престол. →Епископ →Рима на своем престоле является преемником главы →апостолов – св. Петра. Термин впервые встречается у Папы св. Дамаса I (366–384) и входит в повсеместное употребление на рубеже IV–V вв., особенно на Западе, присутствует также в документах →Эфесского и →Халкидонского соборов.
АПОСТОЛЬСТВО (греч. apostole; лат. apostolatus – призвание, миссия; назначение послом) – многообразная деятельность членов Церкви, направленная на исполнение ее миссии – авторитетного возвещения народам Евангелия.
Авторитетность А. связана с тем, что оно представляет Самого Иисуса Христа через членов Церкви. Первые →апостолы были избраны Иисусом и посланы для того, чтобы делать то же, что и Он – учить о Царстве Божием, исцелять больных и изгонять бесов. Став свидетелями →Пасхальной тайны – →страданий, смерти и →Воскресения Христа, – они получили в →Пятидесятнице дар свидетельства собственной жизнью и разделили Его мученичество.
Все верующие становятся преемниками апостолов в широком смысле, призванными к А. Христом – Главой Церкви и получившими необходимые для А. Дары →Святого Духа в →таинствах христианского посвящения. По самой своей природе христианское призвание есть призвание к А. (АА 2, 3). Оно неотделимо от призвания к →святости.
Конкретные формы А. определяются индивидуальностью члена Церкви и местом, которое он занимает в →мире и →Народе Божием.
В НЗ служение →епископа описывается образом пастыря, эталоном которого является «добрый пастырь» Иисус Христос. «Душу» апостольской деятельности епископа составляет пастырское →милосердие.
→Миряне находятся в непосредственном общении с нехристианами и неверующими, погружены в дела этого мира. Поэтому они способны исполнять миссию А. иначе, чем →духовенство. Перед ними стоит задача обновления земного порядка в духе евангельского милосердия, справедливости и мира. Она не сводится только к политической или социальной активности. В силу общего →священства христиан, миряне призваны нести в мир Слово, освящать ближних и служить им своими дарами, в том числе →молитвой. Это творческая задача, для выполнения которой мирянам приходится не только стремиться к личной духовной →зрелости, но и овладевать богословскими знаниями и помогать Церкви в евангельском «прочтении» проблем нашего времени.