Размер шрифта
-
+

Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 37

Об истинности и Божественном начале христианской веры свидетельствуют: а) распространенность христианства и его существование несмотря на многие неблагоприятные и часто даже враждебные исторические обстоятельства, такие как гонения, ограничения →свободы, скудные средства для миссионерской деятельности и →евангелизации; б) плодотворное влияние христианства на культуру, смягчение нравов, уважительное отношение к человеческой →личности; способность Церкви взаимодействовать со всеми культурами всех времен без утраты собственных принципов;

в) →мученичество за →веру и святость многих последователей Иисуса Христа;

г) проникновение церковного учения в самые сокровенные чаяния и устремления человека.

А. приводит также доказательства историчности личности Иисуса Христа и других библейских персонажей, когда ее ставят под сомнение. Для этого она использует исторические свидетельства о христианах, в том числе и нехристианских авторов.

Другая цель А. – разъяснить трудные моменты в понимании христианской веры.

В отдельные исторические периоды Церковь на первый план выдвигала задачу защиты христианства; так было, например, в эпоху раннего христианства (→апологеты), →Реформации или Просвещения. Поэтому можно говорить об А. задолго до того момента, когда она сформировалась как наука. Следы этой донаучной А. можно отметить в новозаветных произведениях, например в Посланиях св. →апостола Павла. Как самостоятельная богословская наука А. окончательно сложилась в XIX в.

После →Ватиканского II собора, исходя из его Декларации о религиозной свободе (DH), Декларации об отношении Церкви к нехристианским религиям (NA) и Декрета об экуменизме (UR), перед А. встали новые задачи – убедительно и на понятном современному человеку языке выразить основные истины христианства.

Содержание А. во многом сходно с содержанием основного богословия, которое исследует первоначальные истины христианского вероучения.

См. также: БОГОСЛОВИЕ, ЕРЕСЬ, ОТЦЫ ЦЕРКВИ


АПОЛОГЕТЫ (от греч. apologesthai – защищаться, оправдывать) – общее название группы христианских писателей II–IV вв., которые создали ряд апологий, т. е. произведений в защиту христианской →веры. Сочинения эти адресовались императору или языческому обществу. Наиболее известны из сохранившихся сочинения Аристида, Афинагора, Ермия, Иустина Мученика, Феофила Антиохийского, которые писали на греческом языке, а также сочинения на латинском Минуция Феликса и Тертуллиана. Все они сыграли важную роль в период гонений на христианство. Для оправдания гонений распространялись лживые обвинения христиан в безбожии и безнравственности. А. защищали христиан от этих обвинений и убеждали язычников в том, что христианство имеет философскую и этическую →ценность, и тем самым призывали их к →обращению в истинную веру. Для этого А. использовали рациональную философскую аргументацию. Практическим аргументом в пользу христианства служил также высокий нравственный уровень христиан, что часто подтверждали язычники, например знаменитый врач Гален. Конечной целью сочинений А. было добиться признания христианства законной религией.

Страница 37