Размер шрифта
-
+

Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 36

Из НЗ-ных А. самые значимые – евангелия иудеохристиан (→иудеохристианство), написанные на рубеже I и II вв.: «Евангелие от Фомы» с изречениями Иисуса, «Протоевангелие Иакова» о детстве и юности Девы Марии, «Евангелие от Петра», «Книга Иосифа плотника» о детстве и юности Иисуса Христа, «Евангелие Никодима, или Деяния Пилата», написанное с целью уменьшить вину Пилата за осуждение Господа (II–IV вв.), сохранилось в греческой и славянской версии. Существовали также апокрифические Деяния апостолов, Послания и Апокалипсисы.

А. переписывались и перерабатывались на протяжении всего Средневековья. Сохранились их многочисленные древнерусские списки. А. до нашего времени влияют на религиозную литературу.

Самыми популярными А. на Руси были: «Хождение Богородицы по мукам, или сон Богородицы»; «Сказание о 12 пятницах», А. о Макарии Римском, восходящий к греческому оригиналу и повествующий о странствиях трех иноков в поисках места, где «небо прилежит к земле»; «Сказания о успении Богоматери»; А. об Аврааме, об апостолах Петре и Павле, об апостоле Фоме, об Илье Пророке.

Одним из самых читаемых А. на Руси была «Голубиная книга», или «Стих о Голубиной книге». По одним вариантам чудесная книга «евангельская» появилась «на славной, на Фавор горе», по другим – «на матушке на святой Руси».

К А. восходит происхождение некоторых христианских праздников (→календарь литургический): день памяти праведных свв. Иоакима и Анны – родителей Пресвятой Девы Марии, Введение Пресвятой Девы Марии во храм и др.

Многие апокрифические мотивы и сюжеты вошли в искусство, мировую литературу, живопись и иконопись, стали содержанием духовных стихов и религиозных песен. Они формировали народную набожность, не всегда ортодоксальную.

См. также: БИБЛИЯ, ИУДАИЗМ, КАНОН СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ, КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ


АПОЛОГЕТИКА (от греч. apologesthai – доказывать, выявлять истину, защищать от обвинений) – богословская наука, которая обосновывает истинность христианской →религии. А. доказывает сверхъестественное происхождение →Откровения Божественного, воплотившегося в Иисусе Христе и получившего свое продолжение в Церкви. В защиту этого положения А. привлекает разнообразные аргументы: а) аргументы, содержащиеся в Библии, подтверждают свершение пророчеств ВЗ в Иисусе Христе и Его Церкви; б) необыкновенность →личности Иисуса Христа свидетельствует о том, что Он воистину посланник Божий, Он обладал сверхчеловеческой мудростью, исключительным единением с Богом и абсолютной безгрешностью; в) учение Иисуса Христа, неповторимым образом раскрывающее нам истину о милосердном Боге и Спасителе, помогает разрешить самые важные для человека проблемы: смысл и цель жизни, предназначение, судьба, страдания, труд, самопожертвование, →любовь; г) →чудеса, совершаемые Иисусом Христом, свидетельствуют о Его доброте и любви к человеку и подтверждают божественную природу Его миссии; д) →Воскресение Иисуса Христа из мертвых является величайшим искупительным актом и одновременно самым убедительным, данным Самим Господом, доказательством спасительной миссии Иисуса Христа.

Страница 36