Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 34
А. как литературный жанр стал использоваться в поздней пророческой литературе для выражения эсхатологических пророчеств, т. е. пророчеств о конце →мира. Мировая история в А. видится как отражение борьбы небесных сил – →ангелов света и ангелов тьмы. В иудейском →богословии А. является пророчеством о разрушении мира, непоправимо испорченного злом, и установлении на его месте нового мира – Царства Бога. Для этого жанра характерны необычные видения, предсказываются космические катастрофы, стихийные бедствия, войны. Трудно определить, где в А. присутствуют сообщения о действительно имевших место видениях, а где они используются как литературный прием. Для стиля А. характерно зашифровывание уже прошедших или современных авторам событий в системе красочных и таинственных символов, которые не всегда можно разгадать. Мистицизм А. привлекал внимание к тайне космической истории. Сам Иисус сравнивал Себя с Сыном Человеческим, персонажем А. пророка Даниила (Мф 16, 27; 19, 28; 24, 27–31; 26, 64; Мк 13, 24–27; Лк 21, 25–28; Ин 1, 51; 6, 62). Как литературный жанр А. имел наибольшее развитие в трагические периоды истории израильского народа. Он должен был будить надежду, укреплять веру в окончательную победу Бога над злом этого мира.
В НЗ, кроме кратких текстов, написанных в духе А. (например, Мф 24, 1–44), находится книга в жанре А., расположенная в самом конце НЗ, – Откровение св. Иоанна Богослова. Это самая таинственная и самая трудная для понимания книга НЗ. Она дополняет и завершает →Откровение Божественное, начало которому положено в Книге Бытия.
Откровение св. Иоанна Богослова, вероятно, создавалось в несколько этапов, а свой нынешний вид книга приобрела в начале II в. Автором считается св. Иоанн →апостол, который передает в ней откровение, касающееся будущей судьбы Церкви, целого ряда преследований, которые ее ожидают. Все это передано в виде различных видений. Их содержание – борьба добра со злом и единоборство Иисуса Христа с →диаволом. Идет драматическая борьба за обладание властью над миром, в ходе которой греховный мир исчезает с лица земли и в результате полной победы Бога и Церкви возникает принципиально новый мир. Св. Иоанн призывает бесстрашно хранить верность Христу, несмотря на преследования, мучения и испытания, и подтверждать свою →веру. Смысл книги можно выразить словами Иисуса Христа: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф 10, 22). Описываемые в Откровении лица и события – это символические изображения тех явлений в истории человечества, которые будут вновь и вновь происходить вплоть до →второго пришествия Христа. Книга заканчивается впечатляющей картиной нового творения – небесного Иерусалима, нового →рая – Эдема и призывом «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр 22, 20). И сегодня А. побуждает верующих к мистическому проникновению в тайну истории, к распознаванию знаков наступающего конца мира и активному участию в искупительной борьбе Христа.