Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 176
См. также: АСКЕТИЗМ, НРАВСТВЕННОСТЬ ХРИСТИАНСКАЯ, СВЯТОЙ ДУХ
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ – →добродетель, близкая к честности, позволяющая человеку ответственно исполнять решения, принятые в «доброй совести». Если обязательство, навязанное извне, противоречит →совести, добросовестный человек отказывается от его выполнения.
Нравственный мотив является основным для совершения доброго дела, необходимым условием достижения подлинного блага. Добродетель Д. позволяет быть настойчивым и добиваться завершения трудных дел, не идти на моральные компромиссы в работе.
ДОБРОТА – см. Любовь
ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ (пастух) – одно из наименований Иисуса Христа. В библейские времена многие жители Палестины занимались пастушеским трудом. Так, Моисей пас стада своего тестя, а Давид – стада отца. В иносказательном смысле вождей, политических и религиозных, называли пастырями народа. В ВЗ цари именуются пастырями (2 Цар 7, 7), а Господь Бог – пастырем Израиля (Иез 34, 30–31). Осуждая недостойных царей, →пророки предвещали приход Пастыря, Который изгонит негодных пастырей и Сам будет пасти Свой народ (Ис 40, 11; Иер 23, 1–4).
В НЗ Иисус Христос называет Себя добрым пастырем (Ин 10, 1–16), заботится о грешниках (притча о потерянной овце – Лк 15, 4–7), учеников Своих считает «малым стадом» (Лк 12, 32) и погибает, защищая их, спасая ценой Своей жизни.
Образ Христа как Доброго Пастыря прочно связан с началом христианства. В Послании к Евреям Он называется «великим Пастырем овец» (Евр 13, 20), св. →апостол Петр пишет о Нем как о Пастыре и Блюстителе душ (1 Петр 2, 25), как о Пастыреначальнике (1 Петр 5, 4).
Образ Д.П. отражен в искусстве: в раннехристианских катакомбных храмах много фресковых рисунков и скульптур Христа – Д.П., современное религиозное искусство также широко использует этот символический образ.
См. также: ИМЕНА БОГА
ДОГМАТ ЦЕРКОВНЫЙ (греч. dogma – мнение, декрет, лат. – dogmatus) – частная истина, содержащаяся в →Откровении Божественном или бесспорно с ним связанная, сформулированная →Учительством Церкви и предложенная им в форме, обязывающей христианский народ к безусловному согласию в →вере. При формулировании Д. Учительство Церкви основывается на власти, полученной от Христа (ККЦ 88).
Полнота истины о Триедином Боге (→Троица Святая) и Его творении находится за пределами человеческого понимания. Отдельные Д. проливают свет на различные аспекты Божественной тайны. Еще в первые века христианства открылась необходимость сохранения →веры, неповрежденной →ересями, уклонениями от истины, которые искажали Божественную тайну. Хранения веры требует и единство Церкви как места пребывания →Святого Духа и орудия →спасения.