Размер шрифта
-
+

Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 158

Д

ДАЛМАТИКА – см. Облачения литургические


ДАРОНОСИЦА – см. Утварь литургическая


ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА – см. Храм римско-католический


ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА – см. Святой Дух


ДВИЖЕНИЕ БИБЛЕЙСКОЕ – движение в Католической Церкви за оживление действия →Слова Божия в жизни верующих.

С первых веков существования христианской Церкви Священное Писание занимало центральное место в ее жизни. Церковь пользовалась им в миссионерской и пастырской деятельности, в →литургии, в совместной и индивидуальной →молитве, обращалась к нему как к книге →Откровения Божественного и молитвенной сокровищнице (DV 15). Такое же значение Св. Писание имело во времена →Мужей Апостольских и →Отцов Церкви (начиная со II в. и до VIII в.), которые, опираясь на Библию, наставляли людей истинам →веры, защищали веру от заблуждений, указывали путь христианской жизни и вели верующих к →святости.

В Средние века в Церковь вливались многочисленные народы Северной, Центральной и Восточной Европы, и для новообращенных не хватало полных →переводов Библии на их родные языки, да и умение читать было в те времена явлением не частым, а хорошо образованное →духовенство – немногочисленным. К XVIII–XIX вв. незнание Библии превратилось в массовое явление. Немалое влияние на углубление этого кризиса оказало →протестантство. Протестанты начали переводить Библию на разные языки и издавать ее без какой-либо проверки или комментария со стороны Церкви. Такое отношение к Библии стало причиной серьезных искажений христианского учения. Папа Павел IV в 1559 запретил католикам читать Св. Писание, переведенное на родной язык без специального разрешения →Апостольского Престола. Его декреты (→документы Святого Престола) были подтверждены последующими Папами и нашли отражение в статьях старого ККП, действовавшего до 1983 (каноны 1391, 1399). Другой причиной усиления библейского кризиса был →модернизм, осужденный Церковью в 1907. Его течения отрицали сверхприродный характер, →безошибочность и →богодухновенность Св. Писания, не признавали компетентности →Учительства Церкви. Под воздействием подобных заблуждений, царивших в научных кругах, замедлились и исследования Св. Писания, а как следствие этого – библейское просвещение верующих.

В конце XIX в. началось библейское возрождение, продолжающееся поныне. В его основу легли новые богословские тенденции, стремящиеся вернуть Св. Писанию достойное место в пастырской работе, →катехизации, →проповеди и литургии; движение по обновлению литургии и →катехизации, охватившее широкие массы верующих (→литургическое движение). Решающую роль сыграли →энциклики Льва XIII –

Страница 158