Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 157
После смерти Гуса в Чехии развернулось движение Г. Оно было неоднородным: радикальные Г. отрицали авторитет Церкви и признавали лишь Писание как единственную основу →веры; умеренные призывали к реформированию Церкви, воспринимали таинства в основном в католическом духе, однако требовали упростить →литургию и ввести →богослужение на чешском языке. Особым пунктом выступало требование причащать →мирян под обоими видами.
Г. смыкались с политическим движением антиклерикального (→антиклерикализм) и националистического характера. Весной 1419 начались массовые волнения. Под влиянием проповедников, призывавших к переустройству общества и предсказывавших скорое наступление «тысячелетнего царства Христова на земле», горожане изгоняли патрициат, католических священников, громили →монастыри. Радикальная часть Г. создала на горе Табор в южной Чехии укрепленный лагерь, ставший центром революционного движения. Это крыло Г. стало называться таборитами. Табориты избрали своего «епископа» и четырех военных руководителей.
Война, которую вел против Г. император Священной Римской империи, наследник чешской короны Сигизмунд, приобрела характер →крестового похода. Военных успехов католикам добиться не удалось; Г., напротив, совершили походы в Силезию, Германию и Австрию. Лишь в 1433 →Базельскому собору удалось начать с ними переговоры и наладить контакт с умеренной частью Г. – чашниками. В 1468 против Чехии был объявлен новый крестовый поход, вылившийся в войну венгерского короля
Матьяша I Хуньяди, поддержанного чешской католической оппозицией, со сторонниками «гуситского короля» Иржи. После его смерти на чешский престол вступил польский королевич, католик Владислав II Ягелло. Дальнейшее развитие ситуации привело к установлению в Чехии мирного сосуществования двух →конфессий – католиков и чашников, нарушенного в XVI–XVII вв. в связи с распространением идей →Реформации и Тридцатилетней войной, после которой организации Г. на долгое время прекратили свое существование.
В 1920 собрание 40 католических священников объявило о создании так называемой «Чехословацкой Церкви» (с 1972 – «Чехословацкая Гуситская Церковь»). Ею были отвергнуты доктрины о первородном грехе, почитании →святых; либеральное толкование получила христологическая (→христология) доктрина: Иисус Христос признавался Сыном Божьим лишь в этическом смысле; было отвергнуто католическое учение о →Евхаристии и о Священном Писании, а также принцип →преемства апостольского епископата. К концу XX в. «Чехословацкая Гуситская Церковь» объединяла около 170 тыс. человек, преимущественно в Чехии.