Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 145
ГРЕХ (лат. peccatum) – сознаваемая на уровне →совести отделенность человека от Бога, которая поражает всю духовно-телесную природу человека и нравственный порядок человеческого общества (социальный Г.); неспособность соблюдать Божии →заповеди и собственно их нарушения.
Г. в ВЗ передается тремя евр. понятиями: hattat – ошибка, некоторое отклонение от цели, в частности от воли Бога; pesha – общественное преступление, влекущее за собой исключение из →общества, в теологическом аспекте означает разрыв связи с Богом; avor (ослабить, испортить) – в ходе эволюции этого понятия в ВЗ приобретает теологический смысл разделения Бога и человека.
В НЗ имеет место обращение к внутренней моральной норме, →сердцу, совести. В синоптических Евангелиях «чистое» или «нечистое» сердце является показателем отношений с Богом (Мф 23).
В сердце человека идет борьба «нового человека» и «внешнего» (Гал 5, 16–24; 2 Кор 4, 16; 1 Петр 2, 11). Везде в Св. Писании утверждается возможность свободного выбора человека. Нарушение →Завета, Г., всегда оказывается виной человека и одновременно причинением вреда самому себе.
Особым оказывается Г. против →Святого Духа (1 Ин 5, 16) – радикальный отказ от Бога.
Сцена грехопадения (Быт 3) показывает искажение и разрушение межличностных отношений. На связь Г. против человека с Г. против Бога указывают библейские тексты: Быт 20, 6; Исх 10, 16. Г. против человека оказывается критерием присутствия Г. против Бога (1 Ин 4, 20). Более того, Г. человека распространяет зло и на сотворенный мир (Рим 8, 18–23).
«Всему человечеству Г. будет передан путем продолжения рода, то есть путем передачи человеческой природы, лишенной первозданной святости и праведности. Вот почему первородный Г. назван “грехом” по аналогии: это Г. “полученный”, а не “совершённый” (личный), состояние, а не деяние» (ККЦ 404).
Св. Павел описывает трагизм внутреннего состояния человека в Г.: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7, 15.19).
Принципом →спасения человека выступает абсолютно свободная, ничем не детерминированная →любовь Бога к человеку. Таинственная солидарность людей, которая проявляется в Г., проявляется и в освобождении от него. В христоцентрическом →гимне первой Церкви (Флп 2, 6–11) Христос выступает антиподом согрешившего Адама. Страдание Бога от неверных →Израиля выражается в искупительных →страданиях «смирения» Христа. «Послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим 5, 19).