Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 137
В России развитие Г. как теоретической дисциплины началось только с XVII в. в Киево-Могилянской академии. Изучение Г. велось в ней по западным католическим учебникам. Первым русским трактатом по Г. было сочинение Ф. Прокоповича De arte rheto rica («Об искусстве риторики», 1706). В XIX в. в России вышло много исследований по Г., в т. ч. цикл исследований о Г. западных →Отцов Церкви профессора Киевской духовной академии В.Ф. Пев ницкого.
После Великой Отечественной войны в «Журнале Московской Патриархии» велась постоянная рубрика, где публиковались проповеди Отцов Церкви и современных иерархов.
ГОМИЛИЯ (лат. homilia от греч. omilia – беседа, обучение) – литургическая →проповедь, в отличие от проповеди неверующим. Интегральная часть →Литургии Слова, по сути →мистагогия. Следует после литургических чтений. Актуализирует →Слово Божие, провозглашенное в чтениях, тогда Г. является библейской. Она также может опираться на →молитвы и обряды →Мессы, и тогда Г. – литургическая.
В →богословии Г. изучает →гомилетика.
См. также: ЭКЗЕГЕЗИС
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ – см. Сексуальная сфера личности
ГОНОРАТКИ – см. Конгрегация малых сестер Непорочного Сердца Марии
ГОРДЫНЯ – см. Порок
ГОСПИТАЛЬЕРЫ – см. Иоанниты
ГОСПОДЬ – см. Имена Бога
ГОСТИЯ (лат. hostia – жертва) – евхаристический →хлеб (→Евхаристия), изготовленный из пресного теста (в западных литурги-
ческих →обрядах). Представляет из себя небольшую круглую пластинку. Различают освященную Г., или Тело Христово, и неосвященную – →облатку.
В ранние века на Западе для совершения Евхаристии употреблялся единый плоский хлеб, разделяемый после →Пресуществления верующими. С VIII в. вводится практика причащения присутствующих на →Мессе отдельными Г. С XII в. вместо практикуемого первыми христианами причастия на каждой Евхаристии ввходит в обычай созерцание выставленной Г. в →дароносице (монстранции) для поклонения Св. Дарам – →адорации.
Нередко Г. украшаются оттисками христианских символов.
См. также: ЕВХАРИСТИЯ, МЕССА, ПОЧИТАНИЕ И ПОКЛОНЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРИАТ – см. в ст. Курия
ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ – Г. как централизованная общественно-политическая организация, регулирующая на определенной территории социальные отношения, с точки зрения Церкви является благом высокого порядка, если служит благу всего населения и обеспечивает фундаментальные права людей.
Согласно видению Церкви, политическая власть должна служить осуществлению власти Бога, проводя в жизнь принципы Божественной справедливости и заботы о слабейших членах →общества (КСУЦ 377). Отношения власти и подчинения вписаны в социальную природу →личности, позволяя за счет объединения сил добиваться результатов, которых невозможно достичь поодиночке. Так политическая власть содержит потенциал для расширения творческой →свободы людей. Для осуществления объективно существующих неотъемлемых прав каждой человеческой личности в Г. требуется координация деятельности отдельных граждан для достижения общего блага народа. Эту координацию призваны осуществлять органы государственной власти совместно с другими общественными институтами.