Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 136
На средневековых иконах часто фоном сцены распятия была стена Иерусалима. По преданию на Г. погребен Адам. В иконографии Г. изображают с черепом Адама под крестом.
Г. в литературе и поэзии используется как метафора страдания.
См. также: АДАМ И ЕВА, ИЕРУСАЛИМ, СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ
ГОМИЛЕТИКА (от греч. homileō – общаюсь с людьми) – наука о принципах составления и произнесения →проповеди и →гомилии, часть пастырского →богословия.
Термин Г. возник в XVII в., хотя основы Г. как науки были изложены уже в начале V в. в трактате св. Августина De doctrina christiana («О христианском учении»), где были сформулированы цели проповеди: поучение, доставление удовольствия слушателям и убеждение.
Папа св. Григорий I Великий в Regula pastoralis («Пастырском правиле») описал, как должна строиться проповедь, обращенная к различным аудиториям слушателей. В XIII в. в связи с возникновением университетов сформировалась структура ученой университетской проповеди.
В связи с общим увлечением в эпоху →Возрождения классической древностью, на Г. большое влияние оказывала античная риторика. При этом усилилось также стремление к возвращению к библейским корням Г. Эти две тенденции прослеживаются в учебнике по Г. Эразма Роттердамского Ecclesiastes sive de ratione concionandi («Проповедник, или о смысле проповеди»). Большое внимание уделил проповеди →Тридентский собор. Значительный вклад в развитие Г. в свете решений Тридентского собора внесли →иезуиты, и прежде всего Франциск Борджа, написавший трактат De ratione concionandi («О смысле проповеди»), а также св. Роберт Беллармин (трактат De ratione formandae de concionis).
В XVII в. расцвет искусства проповеди происходил во Франции, особое значение для развития Г. имел трактат Ф. Фенелона Dialogues sur l’eloquence en general et sur celle de la chaire en particulier («Диалоги о красноречии в общем, и о красноречии с кафедры в частности»), в котором он дал определение проповеди как искусства убеждать людей в истине и доброте, а также сформулировал цели и описал способы подготовки и произнесения проповеди. В эпоху Просвещения Г. находилась под влиянием рационализма. Перед проповедью ставилась задача с помощью →философии и доводов →разума формировать хорошего гражданина и добропорядочного человека. В XIX в. в Г., особенно немецкой, началось возвращение к →Откровению Божественному как центральной теме проповеди. Во Франции в середине XIX в. была издана 6-томная энциклопедия по Г. Dictionnaire d’eloquence sacree (P., 1851).
Для развития проповедничества принципиальное значение имела энциклика Папы Бенедикта XV