Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 139
Общее благо Г. находится в сфере земных, временных благ. Однако ответственность за будущее граждан должна простираться за пределы их земного существования. Г. должно быть заинтересовано в Церкви, поскольку вечное благо граждан находится в компетенции Церкви; Г. обязано предоставлять гражданам религиозную свободу, тесно связанную со свободой совести.
Теории Г. и вопросы политической →философии рассматривают общие принципы построения и функционирования Г., генезис их устройства. →Социальное учение Церкви пользуется результатами этих исследований, но в то же время с осторожностью относится к прогнозам и предлагаемым идеалам государственного устройства. Согласно принципам социального учения Церкви политические структуры в стране должны обеспечивать баланс личной свободы и ответственности граждан и эффективности работы государственного организма в целом. Так, укрепление Г. влечет за собой ослабление личных свобод и прав граждан. Это может быть временно оправдано в условиях внешней военной угрозы или перед угрозой экономического коллапса и анархии. Повышение свободы граждан ослабляет Г. Определяющими критериями здесь являются принципы общего блага, субсидиарности и солидарности. Политическая власть должна служить гражданскому обществу – совокупности живых человеческих отношений и общественных проектов, относительно независимых как от политической, так и от экономической сферы Г. (Rerum no varum, 11).
В эсхатологической перспективе должна исчезнуть принуждающая функция Г., что же касается необходимости в координировании действий людей, то с позиций нашего нынешнего состояния трудно представить, каким способом она будет осуществляться в →Царстве Божием, преображенном →благодатью воскресения.
Нравственно добрая власть способствует формированию настоящего народа, нации, общности жизни и →ценностей (Пий XII, 24.12.1944). В настоящее время демократическое устройство общества, правовое гражданское общество с разделением властей представляется формой, наиболее согласующейся, по мнению Католической Церкви, с природой человека. Церковь различает подлинную демократию, возможную только в правовом Г. и на основе правильного представления о человеке, при которой само общество вместе с его структурами становится более человечным (Centesimus annus, 46), и ложную демократию, игнорирующую высшие ценности и тяготеющую к разным формам тоталитаризма.
Драматическая проблема взаимодействия гражданина с несправедливой государственной властью рассматривалась еще ранней Церковью. Основные положения современного учения Католической Церкви о несправедливой государственной власти были заложены в трудах св. Фомы Аквинского. Власть, «управляющая согласно разуму» (