Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 140
Несправедливая и тираническая власть, которая явно и постоянно нарушает фундаментальные права человека, не имеет морального права на существование. Однако сопротивление ей не обязательно должно носить насильственный характер. Лишь когда все возможности законного и ненасильственного сопротивления исчерпаны и есть обоснованная надежда на достижение успеха насильственным путем, возможно обращение к насильственным средствам (Конгрегация вероучения, Libertatis conscientia, 79).
→Ватиканский II собор торжественно подтвердил взаимную автономность и независимость Церкви и политического сообщества (GS 76), которые открывают широкие возможности для сотрудничества Церкви и Г. Однако на протяжении христианской истории этот принцип выполнялся с трудом. Первые христианские общины не имели юридического статуса в римском Г. и нередко подвергались гонениям. По мере того как христианство занимало место государственной →религии в империи, возникло искушение цезаропапизма – тенденции к подчинению Церкви управлению или интересам светских властей. Особенно ярко он проявился в →Византии времен расцвета императорской власти. Одновременно имела место иная тенденция, когда на христианском Западе появились епископства, обладавшие всеми чертами светских феодальных владений – собственными землями, крестьянами, армиями.
В период абсолютизма высшая элита самостоятельно назначала государственную религию. В России в эпоху Петра I и его преемников в Русской Православной Церкви была введена синодальная система, при которой царь назывался главой Церкви, а управлял ею от царского имени →Синод во главе со светским чиновником – обер-прокурором. В советское время тоталитарное Г. объявило религию пережитком и взяло курс на ее изживание, используя методы государственного террора. Во время Второй мировой войны Московская Патриархия в СССР была возрождена решением Сталина, и дальнейшая ее деятельность проходила под строгим контролем идеологических органов и спецслужб. В настоящее время, согласно новой конституции Российской Федерации, законодательно осуществляется независимость Церкви и Г., создаются условия для религиозного просвещения граждан и →богослужений. В то же время имеют место цезаропапистские и абсолютистские тенденции, мешая свободному развитию религиозной и гражданской жизни народа.