Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 121
Гораздо чаще можно столкнуться с В.Д. в виде небольших изображений одного или нескольких человек, поручающих себя Божией опеке. На В.Д. обычно показывается событие, за которое приносится благодарность Богу. Средневековая традиция В.Д. продолжается и сегодня, так, например, в →базилике Св. Антония в Падуе вокруг могилы святого развешиваются все новые и новые изображения, воссоздающие различные драматические сцены, в которых посредничество святого спасло жертвователя.
Это также могло быть изображение того, о чем была просьба к Богу, например нога, рука, глаз, новорожденный младенец, домашний скот. Самая популярная по сей день форма таких «говорящих» В.Д. – очертание пылающего сердца.
В качестве В.Д. христиане приносили в храмы и →санктуарии разнообразные предметы, связанные с исполнением их →молитв. Это могли быть свидетельства исцеления (например, костыли тех, кто получил способность ходить) или спасения (так, в Королевской церкви города Толедо висит огромное количество кандалов, принесенных христианами, освобожденными из турецкого плена). Жертвовалось также и то, что не было непосредственно связано с просьбой, но для жертвователя представляло особую ценность: украшения, часы, памятные вещи, ордена и медали и т. п. Из таких В.Д. на стенах храмов с течением веков складывались большие композиции из пластин, драгоценностей, орденов, воинских знаков или военных трофеев (оружия, знамен и т. д.).
С традицией В.Д. связано изготовление окладов для особо почитаемых икон и скульптур.
Благочестивый обычай жертвования В.Д. сохранился и до наших дней.
ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ – см. Катехументат
ВРЕД – нарушение способности вещи соответствовать своему предназначению. Применительно к →личности В. ведет к снижению ее →свободы и может касаться сферы физической, материальной и нравственной. Физическое насилие причиняет человеку не только физический В., боль, травму, увечье, но также наносит ему психологический и моральный В. Материальный В. связан с порчей или лишением →собственности. Он может касаться не только отдельного человека, но и его →семьи, социальной группы, народа. К нравственному В. относится разрушение репутации человека, его чести, например в результате →клеветы или нанесенного оскорбления. Другой вид нравственного В. наносит склонение к →греху, потакание →вредным привычкам.
Не следует путать обязательство возмещения причиненного несправедливого В. с местью. →Заповедь →любви призывает к прощению того, кто нанес В. Вместе с тем справедливость, без которой в обществе невозможно осуществление любви, требует возмещения В.