Размер шрифта
-
+

Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 123

В Средневековье имело распространение гетеродоксальное учение концилиаризма, согласно которому высшая власть в Церкви принадлежит В.С., которому подчинен также и Папа. Однако после →Великой схизмы оно потерпело поражение и в конце концов было отвергнуто; окончательный ответ ему был дан в конституции Pastor aeternus →Ватиканского I собора (XX В.С.), провозгласившего высшую юрисдикцию Папы над Церковью.

К настоящему времени состоялся 21 B.C.:

1. I Никейский (325, →Никейские соборы)

2. I Константинопольский (381, →Константинопольские соборы)

3. →Эфесский (431)

4. →Халкидонский (451)

5. II Константинопольский (553)

6. III Константинопольский (680–681)

7. II Никейский (787)

8. IV Константинопольский (869–870)

9. I Латеранский (1123, →Латеранские соборы)

10. II Латеранский (1139)

11. III Латеранский (1179)

12. IV Латеранский (1215)

13. I Лионский (1245, →Лионские соборы)

14. II Лионский (1274)

15. →Вьеннский (1311–1312)

16. →Констанцский (1414–1418)

17. →Ферраро-Флорентийский (1431–1445)

18. V Латеранский (1512–1517)

19. →Тридентский (1545–1563)

20. →Ватиканский I (1869–1870)

21. →Ватиканский II (1962–1965).

→Ассирийская Церковь Востока признает в качестве вселенских только два первых В.С.; →Дохалкидонские Церкви – первые три, →Православные Церкви (находящиеся в общении с Константинопольским Патриархатом, в т. ч. Русская Православная Церковь) – первые семь.


ВСЕНОЩНАЯ (лат. vigilia [nocturna]) – всенощное бдение. Термин из обихода →Восточной Церкви. В ранней Церкви – ночное →богослужение, совершавшееся в канун →воскресенья и великих праздников.

В →обряде латинском в современной богослужебной практике Католической Церкви под В. понимается →навечерие →Пасхи (Страстное →Триденствие).

Кроме того, В. называют расширенную службу Часа чтений (matutinum) (→Литургия Часов), которая состоит из →гимна, трех →псалмов и двух чтений (библейское и святоотеческое), гимна «Te Deum» («Тебя Бога хвалим») и заключительной молитвы.

В Церквях византийского обряда (→обряды восточные) В. (всенощное бдение) – церковное богослужение суточного круга перед →воскресеньем и великими праздниками. В. состоит из Вечерни, Утрени и Первого часа (служб суточного круга), из Великого повечерия добавляется чтение из →Деяний апостолов и писаний свв. →Отцов Церкви. Чин составлен в IV в. В монастырской службе продолжается всю ночь. На праздничной В. происходит благословление →хлебов, вина и елея.


ВСЕХ СВЯТЫХ ТОРЖЕСТВО (лат. omnium sanctorum) – праздник в честь всех →святых, канонизированных Церковью, а также всех верных, достигших небесной славы, имена которых неизвестны. Отмечается в →обряде латинском 1 ноября (дата установлена в 855). Праздник подчеркивает истину о том, что каждый человек призван к →святости, то есть к полному воссоединению с Богом, единственным, Кто свят. В.С.Т. развилось из поминания всех мучеников до IV–V вв., которых в ранней Церкви почитали как святых.

Страница 123