Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 120
Таким образом, по вероисповеданию В.Ц. делятся на Католические (в общении со →Святым Престолом), Православные (в общении с Константинопольским Патриархатом) и Дохалкидонские; отдельное место занимает Ассирийская Церковь Востока, не входящая ни в одно из этих сообществ.
По литургическому признаку В.Ц. делятся на пять групп:
– Александрийская: копты (в т. ч. →копто-католики) и эфиопы (в т. ч. эфиопо-католики);
– Антиохийская (западно-сирийская) – сирийцы (в т. ч. →сиро-католики), сиро-маланкарцы и марониты;
– Византийская – Православные Церкви, а также греко-католики – украинцы, →мелькиты, албанцы, белорусы, болгары, венгры, греки, грузины, итало-албанцы, румыны, русские, словаки и хорваты;
– Халдейская (восточно-сирийская) – ассирийцы, →халдо-католики и сиро-малабарцы;
– Армянская – армяне, в т. ч. →армяно-католики.
См. также: ДОХАЛКИДОНСКИЕ ЦЕРКВИ, ИСТОРИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ, ОБРЯДЫ ВОСТОЧНЫЕ, ПРАВОСЛАВИЕ, ФЕРРАРО-ФЛОРЕНТИЙСКИЙ СОБОР
ВОТИВНАЯ МЕССА (лат. missa votiva, дословно – месса по просьбе) – →Месса, совершаемая по частной просьбе верующего или группы верующих в их →интенциях, учитывает их нужды. В настоящее время существует 15 чинопоследований В.М.: тайны →веры, тайны Иисуса Христа, →ангелов, Богородицы и →святых.
В центре внимания чина В.М. находится прославление одного аспекта тайны Бога: дела →спасения, Пресвятой Богородицы или святых, имеющих особое значение для верующих, просивших отслужить Мессу.
Бывают В.М. в прославление →Троицы Святой, Святейшего →Сердца Иисуса, о Дарах →Святого Духа, благодарения →Провидению Божественному, в честь Пресвятой Богородицы, Ее Непорочного Сердца (→Сердце Марии), о заступничестве ангелов, отдельных святых, с просьбой о мире и другие.
В.М. служатся по желанию →священника или верующих, если в соответствии с литургическими предписаниями в определенные дни →календаря литургического они могут совершаться.
См. также: ГОД ЛИТУРГИЧЕСКИЙ, КНИГИ БОГОСЛУЖЕБНЫЕ
ВОТИВНЫЙ ДАР (от лат. votum – обет) – материальное выражение просьбы, обращенной к Богу, часто через посредничество Девы Марии или →святых, а также знак →благодарности за полученную милость. Иногда огромные храмы и →монастыри возводились как В.Д. в знак благодарности Богу. Так, например, церковь Свв. Петра и Павла в Антакальне в Вильнюсе была воздвигнута в благодарность за победу над турками под Хотином в 1673, а знаменитый неоготический храм в Вене так и называется Votivkirche – вотивная церковь.