Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 109
См. также: ЕВХАРИСТИЯ, МЕССА
ВОЗРОЖДЕНИЕ, РЕНЕССАНС (франц. Renaissance – рождение заново) – период в культурном развитии стран Западной и Центральной Европы, переход от средневековой культуры к культуре Нового времени. Термин В. впервые использован в XVI в. Дж. Вазари в его «Жизнеописании знаменитых живописцев». Различают несколько этапов развития В.: Предвозрождение, или Проторенессанс, – рубеж XIII–XIV вв., Раннее В. – XIV–XV вв., Высокое В. – начало XVI в., Позднее В. – 2-я половина XVI в. Возникло и ярче всего проявилось в Италии, уже в XIII – начале XIV в. Провозвестниками В. выступили поэт Данте, художник Джотто. Творчество деятелей В. проникнуто верой в возможности человека, его воли и →разума. В. – как новый период в истории культуры – противопоставлялось взглядам Средневековья. Центром развития В. стали →Рим и Флоренция.
В. знаменовало переворот в культуре в ее различных областях: искусстве, литературе, музыке, науке. Отличительной чертой В. является →гуманизм – интерес к человеку и его возможностям, а также обращение к Античности. Гуманисты создавали новое реалистическое искусство, предметом которого стали видимый мир и живая человеческая →личность, например портрет.
Искусство В. во многом основывалось на научных знаниях перспективы и анатомии. В архитектуре, отличавшейся жизнерадостным гармоническим характером, получил большое развитие тип светского здания – дворец, палаццо, ратуша, жилой городской дом.
Начавшийся процесс складывания наций нашел отражение в возникновении элементов национальной культуры, а изобретение книгопечатания в середине XV в. способствовало появлению литературы на национальных языках. И если в Италии на первом этапе В. наиболее сильна ориентация на античные образцы, то в других странах происходило освоение национальных форм культурной традиции, создавались новые литературные жанры: светские романы, рассказы, политические произведения, начала журналистики.
Развитию В. способствовали Великие географические открытия, преобразившие представления о строении →мира и задачах человека. Они способствовали развитию естественных наук и доверию к возможностям человеческого ума.
Люди эпохи В. не отвергали христианских взглядов и →ценностей. Через церковное образование они обрели любовь к знанию, искусству, философии, остаткам античной культуры.
В области →богословия В. дало начало современной →библейской критике, связанной с изучением →библейских языков.
Многочисленные →прелаты, →епископы, →кардиналы и папы, получившие гуманистическое образование, становились меценатами художников, музыкантов и писателей В. Хотя нередко они вели эпикурейский образ жизни, среди них были настоящие ученые, понимающие стремления лучших представителей В.