Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 105
ВИНА – нарушение человеком норм поведения, вызывающее осуждение со стороны окружения, разделяющего эти нормы; внутренние упреки →совести, воспринимаемые человеком как знак неверного поведения. Виновность человека – это социальная характеристика, указывающая на необходимость наказания или иной формы искупления совершенного проступка.
Внешнее обвинение и внутреннее чувство В. могут не совпадать, если обвинение несправедливо или если не развита совесть человека.
Следует различать осуждение совестью и чувство В. Осуждение совестью основывается на ясных нравственных законах и уходит, когда человек поступает по совести и заглаживает В. Болезненное чувство В. является иррациональным, стойким и не зависит от нравственной правоты человека.
В государстве признание судом В. подсудимого означает, что обвиняемый не соблюдал государственные законы. Такой вид вины называется юридической В. Незнание законов государства не освобождает от ответственности.
Бог судит человека иначе. Значимая В. перед Богом, то есть →грех, существует, только если человек знает →заповеди и серьезность обязательства их соблюдения, однако сознательно их нарушает. В этом случае он поступает наперекор голосу совести.
См. также: ГРЕХ, СОВЕСТЬ
ВИНО (лат. vinum) – напиток из винограда, используемый в т. ч. в →литургии →Евхаристии. В древности В. обычно смешивали с водой, это позволяло, в частности, обеззаразить ее. В народе →Израиля В. служило, наряду с пшеницей и оливками, знаком благословения Божьего и связанного с этим достатка, символом радости (Екк 10, 19). В ВЗ В., как и →хлеб, играло большую роль в культовом обиходе, его использовали в жертвоприношении (1 Цар 1, 24). В пророческих книгах В. имело символическое значение, служило метафорой →спасения (Ам 9, 14; Ис 25, 6); также в ветхозаветных образах В. – «кровь виноградных ягод» (Втор 32, 14) – символ крови, носителя жизни и духа.
Отношение к употреблению В. в ВЗ всегда связано с →добродетелью умеренности: в небольших количествах оно веселит сердце человека (Пс 104 (103), 15), но в больших лишает его →разума и приводит к несчастьям. Опьянение и проистекающее от него безумие – символ гнева Господня (Иер 25, 15–29; Откр 14, 10) или даже →греха (Откр 18, 2). Среди обетов, которые давали →назореи, было полное воздержание от употребления В.