Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 103
Устав и →духовность византийского общежительного →монашества связаны с именем преподобного Феодора Студита (759–826). Орден студитов играет важную роль в монашеской духовности современной греко-католической Церкви. На «святой горе» →Афон – сохранившем и сегодня свое значение центре византийского монашества – созерцательное апофатическое богословие развивалось в сочетании с практикой исихазма.
Модели теократии, осуществлявшиеся в В., несмотря на свои пороки, помогли формированию образа ответственного христианского правителя и «христолюбивого воинства».
В результате деятельности свв. Кирилла и Мефодия, уроженцев второго по значению города В. – Фессалоник, возникла славянская письменность, буквальные переводы греческих литургических текстов сформировали феномен церковнославянского языка. Огромное литургическое наследие византийской Церкви впитало в себя противоречия имперской религии и стало источником формирования русской православной духовности.
ВИЗАНТО-КАТОЛИКИ – см. Греко-католики
ВИЗИТАНТКИ (от лат. visitatio – посещение) – Конгрегация Посещения Пресвятой Девой Марией св. Елизаветы. Созерцательная →конгрегация строгого →затвора (клаузуры). Основана в 1610 в Анси (Франция) св. Франциском Сальским и св. Иоанной (Жанной) Франциской де Шанталь, «чтобы дать Богу дочерей глубокой внутренней молитвы, достойных служить Пресвятому Божьему Достоинству и чтить Его в духе и истине». Согласно замыслу основателей, в течение первых пяти лет В. были созерцательно-деятельной конгрегацией, помогали бедным и больным. Однако позже после консультаций с церковными властями конгрегация стала чисто созерцательной. Утверждена Папой Павлом V в 1618.
В настоящее время в мире существует около 200 монастырей конгрегации, которые составляют 20 федераций, они автономны и находятся в юрисдикции местного →ординария.
В. выбирают строгий затвор, оставляют мир для того, чтобы крепче соединиться со своим Спасителем и в Нем любить всех людей чистой →любовью. Своей сокрытой жизнью они стремятся к тому, чтобы любить Бога беззаветно, но спокойно, доверять Ему во всем и уподобляться Ему. «Все их дела являются молитвой, все их время посвящено Богу… и это плоды любви», – писал св. Франциск Сальский, и он же: «Вглядываясь в Иисуса Христа, кроткого и смиренного сердцем, сестры понимают значение и необходимость смирения во всей своей жизни, по образцу Пресвятой Девы Марии, которая смотрела на Бога с несравненной любовью и стала Матерью Всевышнего». Св. Иоанна де Шанталь говорила: «Дух нашего призвания является духом глубокого смирения, кротости, уступчивости и гибкости в общении с ближним, смирения, которое рождает великодушие и отдает нас в руки Божьи».