Бог. Личность. Церковь. Католический лексикон - стр. 102
Взаимоотношения Церкви и государства в В. сложились на основе концепции восприятия христианства как государственной религии (эдикт Феодосия I, 394) и соответственно единства («симфонии») духовной и светской властей. Каноны →Вселенский соборов были приравнены к государственным законам.
Константинополь рассматривался как «Новый Рим», епископская →кафедра столицы быстро возвысилась и на I →Константинопольском соборе была названа второй по чести после Римской. С 1-й половины VII в. юрисдикция Константинопольского →патриарха распространилась на все земли Византийской империи.
Императоры часто назначали и низлагали патриархов (формально избираемых →синодом), созывали →соборы, председательствовали на них, определяли круг обсуждавшихся вопросов и утверждали их решения. Некоторые императоры сами занимались →богословием: Юстиниан I, Константин V, Лев VI, Мануил I Комнин. Стремление византийских императоров вмешиваться в вопросы вероучения Церкви неоднократно приводило к их конфликту с Папами Римскими, отстаивавшими ортодоксальное учение и поддерживавшими сторонников →ортодоксии в самой В. Во время преобладания →арианства в В. Папа св. Юлий I поддерживал св. Афанасия Великого, во время конфликта с императорской властью св. Иоанна Златоуста он был поддержан Папой св. Иннокентием I. Издание императором Зеноном Генотикона, содержащего компромиссное учение с →монофизитством, привело к Акакиевой схизме между Римом и Константинополем. Провозглашение императором Ираклием в качестве официального вероучения →монофелитства, которое было осуждено на Римском соборе 649, привело к аресту Папы св. Мартина I Исповедника и его мученической смерти на каторжных работах. Введенное в VIII в. византийскими императорами как официальная доктрина →иконоборчество привело к разрыву отношений В. с Римом, неизменно поддерживавшим →иконо-почитание. Также Рим выступил на стороне несправедливо смещенного патриарха св. Игнатия, на место которого был поставлен Фотий. Окончательный разрыв между Римом и Константинополем произошел в 1054 (→история Церкви), попытки заключения →унии на II →Лионском соборе 1274 и →Ферраро-Флорентийском соборе 1439 в конечном итоге успехом не увенчались.
В В. сложился свод богословских трудов восточных →Отцов Церкви, основа богословия и →литургии православных (→православие) и греко-католических (→греко-католики) Церквей. Было завершено формирование Устава православного богослужения – Типикона, системы, в дальнейшем остававшейся практически неизменной. По сей день используется византийский канон иконописи (→икона). Сборник →канонов Православных Церквей в целом базируется на канонах византийской Церкви. По мысли известного православного богослова А. Шмемана (1921–1983) современная Православная Церковь представляет собой – с исторической точки зрения – Византийскую Церковь, на пятьсот лет пережившую Византийскую империю.