Размер шрифта
-
+

Боевое айкидо. Философия боя. Система обороны - стр. 5

После войны, в период всеобщего духовного упадка Уесиба решается продемонстрировать свое искусство людям с целью помочь им обрести душевное равновесие и уверенность в будущем. Успех превзошел все ожидания, айкидо очень быстро распространилось по стране, узнали его и в других государствах. У великого мастера появились многочисленные ученики. В 1948 г. была создана Айкикай – Ассоциация айкидо, вопросами организации и деятельности которой стал заниматься Киссемару Уесиба, его сын. Сам гениальный учитель уехал в Ивама, где открыл духовный центр айкидо – храм Айки. Это место поклонения сорока трем богам, которые покровительствуют и дают силу айкидо.

Морихеи Уесиба умер 26 апреля 1969 г. Ежегодно 29 апреля в храме Айки проводятся богослужения в память о нем.

После смерти основателя в айкидо многое изменилось. В настоящее время существуют многочисленные направления, которые в той или иной степени ассоциируют себя с этим боевым искусством. Назовем некоторые из них.

Айкикай Со Хомбу (это стиль, разработанный Морихеи Уесибой, который продолжал сначала его сын Киссёмару Уесиба, а потом его внук Моритеру Уесиба); Ивама-рю (стиль мастера Морихиро Сайто); Айкидо школы Уесиба (стиль мастера Мицуги Саотоме); Йосикай Айки-до (стиль мастера Годзо Сиода) и др.

При изучении айкидо нельзя забывать об его истоках. Япония – страна, которой в области боевых искусств отводится особое место, поскольку их техники разнообразны, систематизированы, совершенны, сопровождаются философскими идеями, бла годаря которым они не только сохранились, но и достигли более высокого уровня, отойдя от исключительно утилитарного использования. В японских боевых искусствах представлены техники боя как с применением оружия, так и без него. Ко второй группе относятся дзю-дзюцу, айки-дзюцу и карате, которые с древних времен формировались и развивались параллельно. Дзю-дзюцу, айки-дзюцу сложились в среде воинов и предназначались для того, чтобы во время боя уметь сражаться без оружия. Поэтому в их техниках немало общего. Различие состоит в том, что айки-дзюцу – принадлежность воинской элиты – самураев (кроме того, на него сильное влияние оказали китайские воинские искусства), а также в том, что в их основе лежат разные философские концепции. Карате (более раннее название – «окинава-тэ» – «рука Окинавы») было распространено среди обычных людей Окинавы (спорной территории Японии и Китая). Но в айкидо можно найти их элементы, причем в более продвинутом виде.

Айкидо представляет собой не просто приемы самозащиты, это путь объединения физического и духовного начал, развития и самосовершенствования человеческой личности. В его основе лежит древнее искусство айки-дзюцу, включающее аутотренинг, психофизическую саморегуляцию, для того чтобы быть способным концентрировать и активизировать Ки, повышать приспособительные возможности организма в конкретной ситуации для нейтрализации агрессора. Точно так же, как в айкидзюцу, в айкидо Уесиба придавал особое значение психической и соматической релаксации, благодаря которой можно удерживать внутреннее равновесие и спокойствие независимо от степени напряженности ситуации и обращать атакующую силу противника на него самого. Увлекая его своими плавными движениями, как будто поддаваясь и противопоставляя натиску свою якобы податливость, мастер вынуждает соперника двигаться в заведомо невыгодном направлении и падать в пустоту под воздействием инерции своего движения. При этом владеющий айкидо, совершая движения и перемещения, остается устойчивым, сохраняет координацию движений и абсолютное душевное спокойствие.

Страница 5