Боевое айкидо. Философия боя. Система обороны - стр. 4
После смерти отца в 1920 г. Уесиба меняет свою жизнь, начинает изучать философию, религию и др. Духовная личность Морихеи сформировалась под воздействием Дегучи Онисабуро, известного религиозного деятеля, кредо которого составляла проповедь ненасильственного сопротивления (с 1919 г. Уесиба состоял в религиозной организации Омо токё, которую возглавлял Онисабуро). К этому времени Уесиба приобрел славу известного мастера, владеющего джиу-джитсу, кэндо, айки-дзюцу. Онисабуро рекомендуем ему открыть школу боевых искусств, что он и сделал. Обладая глубокими познаниями в этой области и имея продолжительную практику, Уесиба смог сформировать собственную форму будо («воинского искусства»), которое в 1938 г. получает название сначала «айки-но мити» («дорога айки»), потом «айки-будо» («боевой путь айки»), что подчеркивало философскую и духовную сущность нового вида боевого искусства. Развитие его, однако, сдерживала начавшаяся Вторая мировая война, хотя Уесиба и продолжает работать над его усовершенствованием. События военных лет, окружающая жестокость и царящий вокруг шовинизм потрясли мастера. Он решает изменить название своего детища. С февраля 1942 г. айки-будо именуется айкидо. Уесиба говорил об этом: «Так как слова «гармония» и «любовь» могут выражаться словом «ай», я решил назвать свое уникальное будо – айкидо. Слово «айки» и уходит корнями в прошлое, но то значение, в котором употребляли его воины прошлого, коренным образом отличается от того смысла, который я вкладываю в это слово. В айки я вкладываю свое значение: айки – это не прием, с помощью которого побеждают врага, айки – это путь примирения всего мира, путь, который должен объединить все живое в одну семью».
Результатом подвижнической деятельности Уесибы стал комплекс, включающий несколько тысяч приемов. В большинстве своем это болевые захваты и замки рук в сочетании с бросками, в процессе которых активно используются биоэнергетический потенциал организма человека. Психофизической основой айкидо является продолжительный аутотренинг. В 1920-е гг. были сформулированы и программные положения школы: «Подлинное воинское искусство не должно иметь ничего общего ни с грубой физической силой, потребной лишь для того, чтобы свалить противника, ни тем более с каким-либо смертоносным оружием, приводящим мир к разрушению. Подлинное воинское искусство призвано, избегая жестокой борьбы, регулировать всеобщее «ки» (вселенскую биоэнергию), сохраняя мир, позволяя расти и развиваться всему в природе. Таким образом, упражнения в воинском искусстве любого вида не должны иметь целью уничтожение противника, а наоборот – вырабатывать в нас чувство любви и уважения к окружающим».